Правила поведения в самолете - самые известные, самые строгие и самые часто нарушаемые из всех правил на транспорте.

Каждый знает, что на борту лайнера нельзя пить (исключая купленный на борту алкоголь) и курить, разговаривать по телефону, шутить про бомбы. Но как минимум половина пассажиров не выключает телефон в самолете: по забывчивости или из вредности. Другие напиваются перед вылетом и на борту, курят в туалетах и дерзко забавляются. Последний инцидент: с рейса Иркутск - Бангкок сняли пьяную супружескую пару из-за шуток про "бомбу".

Как правило, люди просто не понимают, к чему на борту все эти строгости. Попробуем разобраться: кто придумал правила и почему мы их обязаны выполнять.

1 Последний звонок

Зачем надо выключать телефон и другие гаджеты при взлете и посадке?

Запрет на пользование электронными устройствами ввели в начале 90-х годов. Из-за опасения, что сотовые телефоны создадут помехи бортовой электронике. До сих пор ходят слухи о катастрофах, причиной которых якобы стали эсэмэски и разговоры по сотовым пассажиров. Как пример: гибель пассажирского самолета Saab 340 в Швейцарии в 2000 году (12 жертв).

Также есть международное исследование: обобщив статистику полетов 125 авиакомпаний за семь лет, выявлено 75 случаев воздействия на приборы лайнеров гаджетов пассажиров. Особенно уязвимы датчики высоты и GPS-позиционирования.

Правда, в первом случае речь идет не об официальном заключении комиссии, а лишь об одной из версий гибели Saab 340. Доказательств нет. Как нет и оснований утверждать, что все 75 инцидентов с помехами были вызваны гаджетами пассажиров.

В этом году Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) наконец объявило, что девайсы пассажиров не угрожают современным лайнерам. Поэтому сегодня все решает конкретный авиаперевозчик.

Российские авиакомпании пока проявляют консерватизм: у нас телефоны по-прежнему надо выключать или переводить в режим "Полет". Показательно, что и американский профсоюз бортпроводников требует оставить запрет на пользование гаджетами. Правда, по другой причине: стюарды и стюардессы говорят, что человек с гаджетом в руке просто не слышит никаких объявлений в полете.

К тому же в ситуации сильной турбулентности вылетевший из рук смартфон и ноутбук может кого-то покалечить.

В общем, поднявшись на борт, просто выполняйте требования кабинного экипажа. Просят выключить - выключайте, не просят - пользуйтесь на здоровье.

2 А ну-ка убери свой чемоданчик

Зачем поднимать спинку кресла, убирать столик при взлете и на посадке и размещать багаж под сиденье кресла?

Довольно раздражающая ситуация. Пассажира будят в конце полета и заставляют минут 40 сидеть в кресле, вместо того чтобы он мог еще немного сладко подремать полулежа. Но если произойдет авария, то, как показывает практика, шансы выжить повышаются при максимально быстрой эвакуации. Были случаи, когда пассажиры выжили при аварийной посадке и погибли от огня и дыма уже на земле - только из-за того, что слишком долго оставались на борту. Счет в таких случаях идет на секунды. Но быстро покинуть самолет можно при условии, если вам в грудь не упирается спинка кресла впереди сидящего пассажира, а под ногами не разбросаны чьи-то баулы.

Кроме того, неубранный столик повышает вероятность травмы при посадке с интенсивным торможением. Такое случается не только при ЧП. Некоторые пилоты при посадке на мокрую полосу специально садятся жестко. Объясняя, что если стойки шасси "обжались" не мягко, то есть самолет коснулся земли и стойки резко приняли на себя его вес - то торможение более эффективное. Автор этих строк недавно сам пережил такую посадку: мы буквально повисли на ремнях безопасности. Но это лучше, чем выкатиться с мокрой полосы.

3 Свет в окошке

Зачем при взлете и посадке выключают освещение?

Шторки иллюминаторов при взлете и посадке всегда открыты, поэтому глаза пассажиров адаптированы к естественному свету за бортом. Если случится что-то непредвиденное, то будет лучше, если мы сохраним остроту зрения. Например, при быстром покидании самолета.

Также считается, что полимерные шторки на иллюминаторах в случае аварии могут разрушиться и поранить пассажиров.

А еще стюардессы и стюарды через иллюминаторы могут визуально оценить состояние самолета, например, увидеть пожар двигателя. Впрочем, на новых самолетах эта проблема отмирает: иллюминаторы делают автоматически затемняемыми. Управляет затемнением не пассажир, а экипаж или бортпроводники. Закрыть (до 99% затемнения) и открыть электронные шторки можно за минуту, причем как одновременно все, так и выборочно.

4 Все вижу

Почему иллюминаторы круглые, а не квадратные?

Когда-то давно на пассажирских самолетах были квадратные иллюминаторы. Но в 1953 году британский реактивный самолет "Комета" разбился после взлета. Выяснили, что по углам его иллюминаторов появлялись микротрещины и корпус самолета разрушался.

После чего иллюминаторы стали делать круглыми или овальными. Считается, что круглая форма - оптимальная по прочности. Но были самолеты даже с треугольными - например, французские "Каравеллы".

Да и иллюминатор современного "Дримлайнера" язык не повернется назвать круглым. Это большой по площади прямоугольник со скругленными углами. Такая форма позволяет, говоря языком инженеров, обойти места концентрации усталостных напряжений. Береженого бог бережет.

Есть проекты пассажирских самолетов и вовсе без иллюминаторов. Вместо них установят огромные гибкие экраны с панорамным изображением окружающего пространства.

Безыллюминаторные технологии сначала опробуют на бизнес-джетах. Если эксперимент окажется положительным, то такие начнут внедрять и на рейсовых лайнерах.

5 Летит, а крыльями не машет

Насколько опасны ситуации, когда самолет трясется и проваливается?

Одна из причин аэрофобии кроется в дисфункции нашего вестибулярного аппарата, - рассказывает Алексей Герваш, пилот и создатель центра "Летаем без страха". - Передавая мозгу ложные данные о "проваливании", "падении" или "переворачивании" самолета, вестибулярная система провоцирует выброс адреналина.

Вот типичная жалоба пассажира: "Самолет отрывался от земли, и потом было ощущение, что как бы проваливался, нас подкидывало к потолку. Это воздушная яма?"

Нет, это всего лишь самолет достиг расчетной скорости, - продолжает Герваш. - Впечатление, что тебя придавливает к спинке кресла - оно так и есть на самом деле. При достижении определенной скорости самолет "сбрасывает газ" и начинается уборка закрылков. Тело человека по инерции двигается дальше, а самолет уже "остановился" на нужной ему скорости. Возникает небольшая отрицательная перегрузка, создающая иллюзию проваливания.

С самолетом все нормально, все проблемы в нас. Аэрофобии лечатся в специальных центрах, например, у того же Герваша.

Хотя я сам поступаю проще: в стрессовых ситуациях в полете наблюдаю за стюардессами. Самолет скачет по "ямам", все вокруг зеленые от страха, а они такие розовощекие и совсем не напуганные. Смотришь на стюардессу и веришь: вот такая точно долетит. А заодно и ты с ней.

Кстати

http://letaem-bez-straha.ru - здесь лечат от аэрофобий.

Взлет самолета в воздух и его приземление на взлетную полосу - это два самых опасных момента во всем полете. Именно на взлет и посадку приходится большинство аварий, которые случаются с самолетами. Самолет редко когда разбивается, не справившись с управлением на большой высоте или попав в турбулентную зону - обычно это «пустяки» для пилотов. Вот что действительно ответственно и сложно - так это осуществить взлет и посадку.

Именно по этой причине особенное внимание уделяется окружающим факторам во время взлета и посадки. А именно:

1) Пассажиры должны быть пристегнутыми, им нельзя вставать с места в этот период времени

2) Шторки иллюминаторов должны быть подняты

3) Свет должен быть выключен

Первые два пункта мы разберем коротко, а уж потом рассмотрим, почему в самолете при взлете и посадке выключают свет .

Итак, по первому пункту. Пассажиры должны сидеть на своих местах и не вставать, потому что возможны толчки во время экстренного торможения, которые грозят травмами в случае несоблюдения правил безопасности.

Внимание!

Уважайте труд стюардов! Когда вы сидите не пристегнутым или стараетесь встать за вещами из ручной клади, в туалет или просто походить - вы нарушаете технику безопасности и заставляете стюардов подходить к вам, что бы попросить сесть и пристегнуться. Тем самым стюарды рискуют своим здоровьем, шагая по салону в полный рост во время торможения.

По поводу шторок - их поднимают затем, что бы изнутри пассажиры могли оценить ситуацию снаружи, а снаружи - ситуацию внутри. Если в случае аварии при резком торможении что-то случится с салоном, спасателям будет легче заглянуть внутрь и определить, что делать.

Почему в самолете при взлете и посадке выключают свет?

Дело в том, что весь самолет потребляет электроэнергию только из одного источника - генератора. Далее вытекают два последствия.

Так как генератор выдерживает колоссальные нагрузки во время взлета и посадки, очень важно, что бы ничего лишнего в этот момент не потребляло энергии. Несколько секунд при взлете и несколько при посадке - это ничего, по сравнению с сэкономленной энергией для работы гидроцилиндров.

Каждое дополнительное потребление электроэнергии во время взлета и посадки - это возможность замыкания или даже возгорания. Поэтому, от греха подальше, пусть лучше пару секунд не поработает.

Итак, теперь вы знаете все секреты самолета при взлете и посадке.

К этому требованию можно добавить ещё несколько: поднять шторки иллюминаторов, привести кресла в вертикальное положение и выключить светильник над головой.

Причины следующие:

1. Вероятность того, что двигатель под крылом загорится, выше всего во время взлёта и посадки. Мы, пассажиры, играем тут немаловажную роль – пилоты полагаются на наши глаза, уши и то, что мы сообщим, если заметим признаки возгорания (ведь пассажиры увидят их первыми). Свет в салоне гасят, чтобы легче было это увидеть.

2. Конечно же, глазам нужно привыкнуть к яркому свету (или темноте) за бортом в случае аварийной посадки. Кроме того, будет лучше видна подсветка пути к аварийному выходу.

3. Шторки должны быть подняты, чтобы можно было оценить состояние самолета. В таком случае пассажиров будет видно снаружи. Это важно, если подозревается угон самолёта – спасательным службам важно видеть, что происходит внутри салона.

4. Шторки должны быть подняты во время взлета еще и на тот случай, если самолет влетит в закрытое воздушное пространство. Тогда военный самолет сможет подлететь и увидеть, что происходит внутри. В Европе однажды был случай, когда пассажирский самолет был обнаружен в запретной зоне. Тогда самолет-перехватчик смог увидеть, что пассажиры в салоне и пилот спят. В конце концов тот борт разбился, но благодаря поднятым шторкам было ясно, что причиной катастрофы была проблема с подачей кислорода (неизвестно почему), а не угон или ошибка пилотирования.

5. Кресла приводят в вертикальное положение, чтобы не терять ценные секунды в аварийной ситуации.

Эти правила сформировались за годы развития коммерческой авиации и соблюдаются почти во всем мире.

Сегодня ночью приземлился в Шереметьево и очередной раз наблюдал процедур выключения света при взлете и посадке. Может быть я и догадывался о причинах этих манипуляций, но все же решил проверить себя и поискать ответ в интернете. И вы знаете, там нет единого мнения.

Предлагают как минимум два варианте, но похоже, что правильный только один:



Первый вариант таков:

Дело в том, что весь самолет потребляет электроэнергию только из одного источника – генератора. Далее вытекают два последствия.

Так как генератор выдерживает колоссальные нагрузки во время взлета и посадки, очень важно, что бы ничего лишнего в этот момент не потребляло энергии. Несколько секунд при взлете и несколько при посадке – это ничего, по сравнению с сэкономленной энергией для работы гидроцилиндров.

Каждое дополнительное потребление электроэнергии во время взлета и посадки – это возможность замыкания или даже возгорания. Поэтому, от греха подальше, пусть лучше пару секунд не поработает.

Второй вариант можно пересказать вот так:

Свет в салоне выключают для того, чтобы в случае нештатной ситуации на посадке или вынужденном приземлении определить наличие огня слева или справа по борту самолета. Эта процедура не для пассажиров, а для бортпроводников, так при обнаруженном пожаре слева эвакуация будет производиться направо и наоборот.

А так же естественное освещение помогает глазам пассажиров привыкнуть и правильно реагировать на нештатные ситуации, которые как раз и могут возникнуть при приземлении или взлете.

Итак еще раз: шторки и выключение света, позволяют адаптировать глаза пассажиров к внешниму освещению, и чтобы кабинный экипаж видел окружающую обстановку в случае аварийной ситуации, когда необходима эвакуация.

ИТОГ:

Как пишут специалисты, выключение света ради безопасности электросети и уменьшении нагрузки возможно было справедливо в совсем старых самолетах. В современных воздушных судах для этой цели совершенно не нужно что то выключать. Тем более пассажирам можно пользоваться персональным освещением и есть вероятность, что его включат все пассажиры.

Поэтому на сколько я понял, второй вариант является единственно верным. Правильно?