Работа над планом начинается с 1 класса. План произведения отражает последовательность эпизодов, составляющих содержание произведения. Значение работы над планом в начальной школе велико. Составление плана помогает читателю лучше понять содержание, определить основную мысль, установить смысловые связи между частями текста и развивает логическое мышление учащихся.

Виды плана:

1. Словесный план (логический) – это план, который составлен на основе выявления последовательности событий, простейшей логической связи.

2. Картинный план – это план, который составлен на основе эмоционального восприятия содержания произведения, и сам план имеет образное (картинное) содержание;

3. Деформированный план – это план с нарушением последовательности, которую дети должны восстановить.

Существует 4 этапа работы над словесным планом:

1. Чтение произведения;

2. Осмысление содержания произведения по вопросам учителя;

3. Деление текста на части, выявление границ каждой части, анализ каждой части; выявление главной мысли каждой части;

4. Озаглавливание.

С первого класса предлагается детям вопросный план, т.е. логические вопросы, по которым дети выделяют главную пару слов в предложении.

Затем дети учатся составлять план под руководством учителя. Они должны определять количество частей, группировать предложения вокруг главной мысли в каждой части текста.

На последнем этапе дети должны научиться самостоятельно составлять план к тексту.

Самым сложным является подбор и формулировка заголовка. Эта работа связана с составлением словесных картин и подписей к ним, с выбором заголовков плана из текста.

При составлении плана необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. В пунктах плана должна выражаться главная мысль текста, чтобы было понятно, о чём (о ком) и что говорится в каждой части произведения;

2. Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;

3.Должны быть краткими; их лучше формулировать в повествовательной форме.

Работа над картинным планом также рассредоточена во времени. Учащиеся учатся устанавливать соответствие одной сюжетной иллюстрации частям текста. Далее предлагается несколько сюжетных иллюстраций. На последнем этапе предлагается картинный план ко всем частям.

Деформированный план предлагается для проверки осознанности содержания произведения.

Трудности при составлении плана детьми:

В планах дети передают последовательность действий, совершаемых персонажами, а не смысл этих действий;

Языковая трудность, т.е. учащимся трудно найти те точные слова, которые бы передавали концентрированную мысль. Чаще всего планы, составленные детьми, расплывчаты, не конкретны, повторяют одни и те же слова.



Критериями хорошего плана для учащихся начальных классов могут быть последовательность и точность (возможность по плану представить смысл прочитанного)

Тема. Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников. Структура уроков внеклассного чтения.

Согласно проведенным статистическим исследованиям получены данные об особенностях чтения и восприятия литературы младшими школьниками. У большинства школьников отмечено устойчиво положительное отношение к книге. Дети любят слушать чтение книг сказочного и фантастического жанра: о путешествиях, о животных, об исторических событиях и т.д. Этот перечень составляет основной круг тем детского чтения. Дети помнят конкретные книги (70%), но слабо связывают тему чтения с названием книги и ее автором. Могут назвать писателя -10-12%; название произведения - 20-24%; связать все вместе – 4%.

Учет особенностей чтения младших школьников, учет восприятия книги и отношения к ней стал стимулом разработки в 70-ые годы 20 века системы обучения внеклассному чтению группой методистов под руководством методиста Натальи Николаевны Светловской.

Метод обучения внеклассному чтению в этой системе был назван «методом чтения-рассматривания». Суть этого метода: действие ребенка должны повторять систему действия взрослого человека, выбирающего нужную ему книгу.

1. Определение внешних характеристик книги.

2. Прогнозирование содержания книги по системе внешних показателей.

3. Решение относительно надобности или ненужности совершаемого выбора.

На разных этапах обучения урок внеклассного чтения предполагает достижение следующих образовательных целей:

Расширение читательского кругозора детей в объеме определенного уроком количества книг (все этапы);

Формирование умения аудирования (подготовительный и начальный этапы);

Формирование умения ориентироваться в книге и среди книг по различным источникам (по внешним показателям, оглавлению, предисловию, аннотации, каталогу и т.д. - в зависимости от этапа обучения);

Формирование умения предугадывать примерное содержание книги до чтения;

Формирование умения выбирать книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;

Формирование умения анализировать и аннотировать самостоятельно прочитанную книгу (основной и заключительный этапы).

Развивающие и воспитательные цели те же, что и на уроках классного чтения.

В системе Н.Н.Светловской выделяется 4 этапа.

1-ый этап - подготовительный , рассчитан на (у семилеток) – 1 полугодие 1 класса; (у шестилеток) – 1 класс.Работа по внеклассному чтению составляет 15-20 мин. от урока еженедельно. Желательно, чтобы они проходили в один день и час. Объем чтения – 2-4 страницы.

Задачи подготовительного этапа:

1. Воспитывать у детей интерес к книге;

2. Уметь размышлять над прочитанным;

3. Учить слушать произведение в чтении учителя;

4. Развивать читательское внимание, расширять кругозор.

Уголок внеклассного чтения на подготовительном этапе:

Рядом с уголком ставятся стол и стулья.

Структура урока:

1. Беседа, предшествующая чтению (2-3 минуты). Может вывешиваться картинка с персонажами.

Она создаёт представление о предмете как явлении, о котором будет идти речь в данном произведении;

2. Выразительное чтение произведения учителем (3-7 минут).

Все повторы наизусть (присказки);

3. Размышление о прочитанном, беседа по содержанию (до 5 минут).

Основной метод – беседа. Она включает в себя обращение к иллюстрациям, мысленное рисование картин, определение темы и главной мысли произведения, заучивание коротких песенок, повторов, пересказ, инсценирование, хоровая декламация, постановка живых картин;(ведущие методы)

4. Молчаливое рассматривание книги (до 4 минут).

На данном этапе дети учатся правильно рассматривать книгу, отыскивают произведение, которое читали на уроке.

Порядок рассматривания детской книги:

1.Внимательно рассмотрите рисунок на обложке. О чём он говорит?

2. Найдите название этой книги. Кто может прочитать его? Кто может назвать отдельные буквы?

4. Переверните книгу, рассмотрите вторую обложку. Что на ней находится? О чём это говорит? Подумайте.

5. Откройте книгу и рассмотрите её постранично. Сколько произведений в книге? Какие иллюстрации вам особенно понравились? Что вы можете рассказать о них? К какому эпизоду подходит иллюстрация?

Дети выполняют задание по желанию: читают вместе с родителями, находят другие книги с теми же персонажами.

Правила знакомства с детской книгой:

2.Прибаутки, потешки, песенки, присказки, повторы знать наизусть;

3.Во время чтения ходить по классу нельзя;

4.Иллюстрации и обложку во время чтения показывать нельзя;

5. Книгу держит учитель на уровне груди.

2-ой этап – начальный , охватывает 2 класс (по программе 1-4) и 2-ое полугодие 1 класса (по программе 1-3). Уроки проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Объем чтения – от 8 до 30 страниц.

Структура урока:

1. Ориентировка в книгах (до 5 минут).

Учитель подбирает выставку сам. Выставляется от 2 до 4 книг, среди которых обязательно находится та книга, которую дети будут читать на уроке. Учитель даёт задание: «Найдите книгу о товарищах (о животных и так далее)».

Виды заданий:

б) вычленение книг из группы книг:

Все ли книги соответствуют теме? Уберите лишние.

Выберите среди выставленных книги определенного писателя, заданного жанра, заданной структуры (например, сборник);

в) дополнение выставки другими книгами;

г) группировка книг по определенному признаку: по теме, жанру, эмоциональной окраске произведений;

д) выбор книги по заданию учителя. По внешним показателям сделать вывод о примерном содержании книги.

2. Чтение учителем вслух произведения (до 7 минут);

3. Беседа - рассуждение (до 5 минут);

4. Самостоятельное знакомство с новым произведением, новой книгой. (до 5 минут);

5. Чтение произведения учащимися про себя (10-12 минут);

6. Выявление и оценка самостоятельного чтения - рассматривания (7-10 минут).

Учитель может вывешивать иллюстрации, давать карточки с индивидуальными заданиями. Проводится сопоставление героев или тем рассказов;

Уголок внеклассного чтения:

Т е м а у р о к а п е ч а т а е т с я.

Приёмы работ на данном этапе:

1. Выборочное чтение;

2. Выразительное чтение;

3. Все виды пересказов;

4. Ориентировка в группе книг;

5. Все приёмы работ, используемые на подготовительном этапе.

3- 4 ый этапы – основной и заключительный охватывают 3-4 классы. В 3 классе уроки проводятся 1 раз в неделю, в 4 классе – 1 раз в 2 недели. Увеличивается объём, тематика, больше самостоятельности при чтении, т.е выбирают и читают книги учащиеся дома, а в классе – рассказывают.

Структура урока:

1. Выставка книг, прочитанных детьми по теме урока. Выставку теперь готовят сами дети (до 5 минут).

Выявление, кому какие книги понравились и чем, краткие рассказы об этих книгах или аннотация к ним.

Составьте библиографическую карточку заданной книги.

Соответствие теме, группировка книг по жанрам, по микротемам и др.

2. Всесторонний анализ прочитанных книг (ставятся сквозные вопросы о всём творчестве писателя (20-25 минут); Чтобы не терять время, учитель дает план рассказывания: краткий или подробный для отрывка из текста.

3. Расширение читательского кругозора (знакомство с новыми жанрами писателя, рассказы о писателе, литературная викторина). Чтение интересного отрывка из произведения к следующему уроку, чтобы заинтересовать ребят (12-15 минут);

Уголок внеклассного чтения на основном этапе:

Ведущие методы и приёмы:

1. Свободные высказывания учащихся;

2. Групповые отчёты по плану;

3. Индивидуальные сообщения;

4. Фронтальная беседа;

5. Все виды чтения;

6. Читательские диктанты (ответы на вопросы);

7. Игра «Алфавит».

Картинный план.

Виды плана.

СИНТЕЗА

НА ЭТАПЕ ВТОРИЧНОГО


Цели:

Раскрыть значимость и содержание работы на этом этапе;

Познакомить с видами работы на этом этапе;

Показать разнообразие планов и пересказов текста;

Познакомить с методикой деления произведения на части и видами пересказа.

Работы синтетического характера на этапе вторичного синтеза могут иметь разные виды:

· деление произведения на части;

· составление плана к произведению;

· пересказ прочитанного;

· словесное рисование;

· музыкальное иллюстрирование текста и др.

Рассмотрим наиболее сложные из них.

Составление плана произведения.

План произведения отражает последовательность эпизодов или намечает порядок изложения. Он способствует более сознательному и глубокому пониманию содержания текста, помогает учащимся выделить главную мысль, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся; учит делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заголовка или пункта простого плана.

Работа над планом состоит из двух этапов:

1. Деление произведения на части, относительно законченные по содержанию

2. Озаглавливание частей.

Деление на части – достаточно трудный этап для учащихся, т.к. эта работа совмещается с выделением основной мысли отрывка. Часто деление текста на абзацы помогает читателю найти границы частей. Иногда учитель указывает, на сколько частей можно разделить произведения. Иногда учитель показывает центральную часть, а дети определяют, о чем говорится до и после этого эпизода. Можно поступить иначе: сказать главную мысль отрывка и дать задание найти доказательства в тексте.

1. Это может быть иллюстрация в книге. Давая задание найти в тексте ту часть, к которой она относится, учитель может попросить определить часть, предшествующую названной, и последующую. Таким образом, произведение может быть разделено на части.

2. Может быть предложено несколько иллюстраций к произведению, которые даны вразнобой, детям предлагается восстановить последовательность, расположив иллюстрации в нужном порядке.

В младших классах полезны заголовки плана в форме вопросов, так как вопрос побуждает к ответу.

Уже в первом классе возможно составление плана на основе выявления последовательности событий. При этом полезна постановка вопросов к каждой части.

В 1-2 классах при составлении плана большая роль отводится учителю, но работа проводится коллективно.

В 3 классе учащиеся уже способны понять причины поступков героев, хотя и не всегда полностью раскрывают мотивы их поведения. Работа над планом в таких произведениях направлена на выявление причин.


В 4 классе составление плана отличается большей самостоятельностью учащихся, может быть дано задание на дом составить план произведения.

При составлении плана могут быть использованы такие обучающие упражнения:

Объединить несколько пунктов плана под общим названием;

Выделить одну крупную часть произведения и разделить на более мелкие;

Найти предложения в тексте к предложенным иллюстрациям, эти предложения могут быть названиями пунктов плана и т.д.

Составленный план служит учащимся опорой при пересказе произведения. Работа над планом, в зависимости от цели урока, может быть на уроке, а может быть домашним заданием.

Надо помнить: не каждое произведение годится для составления плана:

1) длинные, крупнообъемные произведения;

2) произведения со сложной композицией;

3) эмоциональные рассказы;

4) лирические стихотворения.

Картинный план урока как одна из форм формирования универсальных учебных действий.

Школа должна готовить ребенка к жизни в обществе. Значит, уже на уроке ученики должны учиться организовывать, контролировать и оценивать свою деятельность, решать сложные проблемы, находить, понимать и принимать решения, сотрудничая для этого.

В современной школе необходимо переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания. Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний, выработки умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение планировать свою деятельность, контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать результат, находить ошибки, пути их устранения. Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка - рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т. е. различать «это я уже знаю и умею», «а это я еще совсем не знаю, надо узнать» - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от исполнительского поведения к творческому поиску.

Перед школой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

В стандартах второго поколения разработана концепция развития универсальных учебных действий как «психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания».

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

В состав основных видов УУД входит и регулятивный блок УУД.

К регулятивным действиям относятся:

Целеполагание;

Планирование;

Прогнозирование;

Контроль;

Коррекция;

Оценивание;

Саморегуляция;

Это все действия ученика, которые направлены на организацию его деятельности на уроке.

В понятие «организация деятельности» входят следующие умения:

Определять и формулировать цель деятельности;

Составлять план действий по решению проблемы;

Осуществлять действия по реализации плана, если надо - корректировать;

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Если в 1 классе дети определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя, то во 2 классе они делают это уже самостоятельно. А в 3-4 классе ученики, самостоятельно определяя цель деятельности, обнаруживают и формулируют учебную проблему, работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки, вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы.

В формировании регулятивных учебных действий мне помогает картинный план урока, который я разработала.

Картинный план вводится с 1 класса постепенно. В сентябре я каждый день показываю одну картинку плана и спрашиваю: «Что просит сделать вас эта картинка»? После обсуждения мы договариваемся о том, что дети будут делать при виде данной картинки. Она вывешивается на доске как часть плана урока.

К концу 1 четверти в начале каждого урока учащиеся «читают» картинный план, обсуждают, что им предстоит сделать на уроке. По плану дети оценивают свою работу на уроке поэтапно.

Далее от класса к классу работа с планом усложняется, варьируется. К 4 классу план помогает ребятам не только организовать, оценить и проконтролировать свою деятельность, но и столкнуться с проблемой, которая требует решения, поставить цель урока и определить конкретные задачи. Например, план урока начинается не с традиционной проверки домашнего задания, а с задания на дом. Ученики знакомятся с домашним упражнением и сталкиваются с проблемой, я предлагаю выстроить план деятельности, который поможет нам решить учебную проблему.

Главное, чтобы план не превращался в красивые картинки на доске, а работал над формированием регулятивных универсальных учебных действий.

Сначала план был в виде картонных прямоугольников, которые вывешивались на доске. Сейчас у нас в классе есть интерактивная доска. Работать на ней - одно удовольствие.