Просмотры: 39855

15.05.2017

Дерево является наиболее распространенным растением на земле.

Природа несказанно щедра, раз подарила человеку не только возможность любоваться красотой стволов, листьев, но и извлекать из древесины практическую пользу, ведь уже на протяжении нескольких тысяч лет люди используют деревянные изделия в своем обиходе, строя дома, лодки, изготавливая мебель и домашнюю утварь, производя музыкальные инструменты, поделки, прочее.

На сегодняшний день не существует материала, способного, полностью заменить чудесные природные свойства древесины, поскольку ее плотность, цвет, фактура, рисунок текстуры и оттенки в каждом случае уникальны.



Природная неповторимость древесного узора особо проявляется в капе и сувели (шарообразных или каплевидных наростах на деревьях), которые ученые мужья определили, как болезни.

Эти образования создают внутри сложный фееричный рисунок древесных волокон, состоящий из переплетения цветных линий, пятен, вкраплений, плавно перетекающих друг в друга, которые и формируют, таким образом, узор особой красоты. Благодаря богатству красок и линий, и кап, и сувель, являются превосходным природным материалом для производства различных поделок, украшений, предметов интерьера, поскольку обладают и эксклюзивной текстурой (в природе невозможно найти два одинаковых узора), и особой прочностью и долговечностью.

Давайте попробуем определить, чем же отличаются между собой кап и сувель, и что между ними общего.

Кап

Кап (капокорень или как его еще называют в народе «ведьмин веник ») - это округлое доброкачественное образование на стволе или ветви с большим количеством древесных узелков. Кап, как раз и отличается от сувели тем, что имеет на своей внешней стороне множество шишечек, которые создаются благодаря придаточным и спящим почкам. Эти образования имеют вид темных шипов и бугорков, отчего, часто на капе, можно наблюдать растущие прямо из него мелкие побеги и веточки.



По мнению одних ученых, кап на дереве возникает в результате либо резкого изменения в развитии растения, то есть может иметь как естественную, так и антропогенную причину возникновения. Некоторые научные работники считают, что появление безобразной опухоли на дереве может быть наследственным уродством.

Встречается кап преимущественно на деревьях лиственных пород, таких как дуб, липа, клен, ольха, тополь, орех, но чаще всего его можно отыскать на березе.

Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования, поэтому отыскать хороший кап (в отличие от сувели) довольно непросто.

Чаще всего на деревьях встречается прикорневой кап, который может быть просто гигантских размеров.



Как правило, капокорень имеет внутри неярко выраженную текстуру и слабый по контрасту цветов рисунок.

Кап, образованный на ветке часто имеет форму неправильного шара и в отличие от капокорня, при поперечном разрезе его внутренняя текстура пестрит узорами с сердцевинами сучков и имеет своеобразную «игольчатую» структуру в виде мелкого орнамента с черточками и точками. Внутренние волокна древесины переплетаются между собой в различных направлениях, создавая живописный рисунок, а вкрапления из спящих почек делают фактуру еще более богатой, поэтому кап чаще всего применяют как элемент декора при изготовлении различных поделок, рукояток ножей, прикладов ружей, оригинальной посуды и прочих сувениров.

В обработке, благодаря сильной плотности своей текстуры и огромного числа сучков кап не прост, но при этом прекрасно шлифуется и полируется.

Основной цвет внутренней текстуры капа – это различные оттенки черного или коричневого цветов, охры. Даже если взять две половинки одного и того же капа, они все равно будут отличаться и иметь отличный узор, настолько структура нароста неоднородна.

Древесина у капа прочнее, чем у сувели, и процентов на пятьдесят – семьдесят крепче, чем у дерева, на котором он образовался.

Из капа производят также мелкие изделия: шкатулки, портсигары, заколки, сережки, браслеты, мелкие украшения.



Создавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.

Сувель

Образование сувели вызвано болезнью дерева (раком) и она чаще всего представляет собой скрученный и сплетенный в комок нарост, отчего ее также называют свилем .

Обычно свиль растет в два-три раза быстрее самого дерева и имеет каплевидную или шарообразную форму, расположенную вокруг ствола или ветви. Главное отличие сувели от капа заключается в том, что она образуется не из спящих почек, а благодаря сложному переплетению изогнутых в разные стороны годовым кольцам (откуда и произошло название свиль). По этому признаку шишки на дереве легко отличить друг от друга.

Наросты (особенно на березе) встречается довольно часто, хотя до конца причина ее образования не изучена. Предположительно положить начало образованию свили может грибок или механическое повреждение коры дерева.

Сувель (в народе еще называют древесной костью ), поскольку ее срез напоминает разводы мрамора (с такими же переливами и лучевым сечением), а тонкие части просматриваются насквозь и внешне похожи на кость, хотя плотность тканей, как было уже сказано выше, у сувели меньше, чем у капа, поэтому ее древесина является менее прочной.



Нарост сувели может вырастать до гигантских размеров (к примеру, в Ватикане находится купель, вырезанная из цельного куска дерева). Однако, чем свиль мельче, тем насыщеннее и ярче рисунок внутри, правда узор с элементами орнамента в любом случае будет более мягким (без обязательных для капа узоров в виде «шипов» и «иголок»).

Внутренняя текстура сувели имеет нежный перламутровый оттенок, причем расцветка каждого может сильно различаться и содержать белый, желтый (напоминающий цвет янтарь), а также коричневый, розоватый и зеленый цвета. Оттенок сувели зависит от места произрастания дерева и способов ее сушки.

Сувель можно образовать и самому, для этого достаточно перетянуть ствол или ветвь дерева проволокой. На месте перетяжки вскоре появится выпуклое образование, созданное годовыми кольцами.

Сувель также отлично поддается обработке, хорошо шлифуется, полируется, а ее перламутровый срез, напоминающий мрамор, играя разводами, имеет неповторимую текстуру и как бы светится изнутри.

Безусловно, что по виду сувели определить насколько будет красивым рисунок, невозможно, но чем корявее и крученее нарост выглядит внешне, тем богаче будет его текстура и узор внутри.



Наиболее ценной считается корневая (комлевая) часть сувели. Она представляет интерес для резчиков по дереву, художников, производителей ножей, скульпторов и краснодеревщиков, которые выбирают этот материал за эксклюзивность рисунка на срезе, высокую прочность, неподверженность гниению и уникальную способность к обработке.

Поиск и подготовка наростов

Естественно, что искать выпуклости на дереве необходимо в лесу. При этом многие путают капу и свиль с похожим на них грибом из рода (Inonotus), который чаще всего обитает на березе и называется чагой или черным березовым грибом.

Необходимо научиться определять, где гриб, а где нарост.



Спиливать свиль и кап лучшего всего осенью (в сентябре-октябре), когда деревья приостанавливают естественное движение сока и начинают подготовку к зиме.

Необходимо помнить, что без хорошей пилы, сувель или кап, особенно если они весьма корявые, спилить непросто, поэтому эту работу лучше всего производить с помощью бензопилы, но необходимо помнить, что цепи инструмента из-за особой прочности нароста быстро тупятся.

Если бензопилы нет, придется работать ручной пилой, но она должна иметь остро отточенные с хорошим разводом зубчики, чтобы мастер не мучил, ни себя, ни дерево, и зря его не ранил.

Место среза (чтобы избежать образования нежелательного для дерева дупла) необходимо сразу же замазать садовым варом, закрасить масляной краской или залепить глиной.



При обнаружении массивного капокорня , необходимо помнить, что его срез чреват для дерева серьезными последствиями и в результате нанесенной травмы оно может погибнуть.

Все вышеперечисленные свойства и капа, и свиля возносят эти уникальные материалы на вершину ценности среди прочих пород древесины, поскольку применяются они, как в отделке различных предметов утилитарного назначения, так и украшений, мелкой пластики и посуды.

Иногда на деревьях появляются болезненные наросты, которые в народе называют «ведьмин веник». На первый взгляд это доброкачественное образование по своей форме напоминает человеческую голову. Именно поэтому принято считать, что название нароста произошло от древнеславянского слова «кап». В переводе оно означает «голова».

Где можно обнаружить наросты на деревьях

Кап находят на грецких орехах и на дубах, на осинах и Однако наиболее часто встречается нарост на березе. Кап представляет собой пучок тонких веточек, которые растут из каплевидного новообразования. Весить «ведьмин веник» может около тонны.

Стволовой? Это нарост, который находится непосредственно на стволе дерева. Что такое капокорень? Это нарост, который образовался у самой корневой шейки дерева. Иногда его можно увидеть над земной поверхностью. На корнях нарастает подземный кап. Обнаруживается он по побегам. Выпускает их кап в начале весны. Эти побеги нежизнеспособны и быстро увядают. Иногда кап встречается на ветках деревьев.

Красота удивительного материала

Если сделать поперечный срез капа, то можно обнаружить его структуру, в которой ярко выражены сердцевины сучков. Рисунок у такого материала всегда очень красив. Вследствие скопления нераспустившихся почек срез представляет собой удивительную по красоте картину из узлов, завитков и перекрученных волокон. При этом рисунок для каждого капа строго индивидуален.

Особой красотой отличается кап, образовавшийся на деревьях с полосатой текстурой волокон и контрастными сочетаниями цветов. Такими характеристиками обладают наросты у сосны. Однако на этих деревьях встречаются они довольно редко.

У капокорня в текстуре можно обнаружить черные точки. Они располагаются среди светлых стволовых волокон. Эти черные точки - не что иное, как нежизнеспособные побеги, которые выпускают подземные новообразования.

Где применяется кап?

В качестве материала для резьбы нарост на дереве особой ценности не представляет. Его изрезанная поверхность и полосатая пятнистая текстура мешают друг другу. При изготовлении поделок таким способом не смотрится рельеф резьбы и исчезает рисунок переплетений и разводов.

Многочисленные участки капа имеют перламутровый отлив. Именно поэтому данный материал, который особого промышленного значения не имеет, ценится очень дорого. Изделия из капа - это в основном шкатулки и женские заколки, портсигары и различные мелкие украшения, чаши и шахматы и пудреницы, чернильные приборы и Используется материал и для изготовления рукояток ножей.

Что такое кап в промышленности? Это материал, который находит применение при отделке мебели. В этом случае берутся наросты, образовавшиеся на деревьях экзотических пород, и используются в качестве шпона.

Что такое кап для мастера? Это материал, который не коробится, не трескается, не ссыхается, не разбухает и великолепно обрабатывается. К тому же он увесист и прочен.

Где найти кап?

Произрастают наросты на деревьях. Следовательно, искать их надо в лесу. Однако это не так просто, ведь растут капы спонтанно, и увидеть их может только самый упрямый и глазастый. Спилить нарост можно только очень остро заточенной пилой.
Реальнее всего найти кап на лесозаготовках. Там эти наросты попадают в отходы. На лесозаготовках встречаются и капокорни, которые в лесу просто не отыщешь.

Подготовка материала к работе

Кап можно обнаружить на различных видах деревьев. Однако наиболее красивым и ценным в нашей местности считается нарост, возникший на березе.

Изделия из капа получаются не сразу. Материал требует некоторой предварительной подготовки. Как обрабатывать березовый кап? Для этого необходимо применить метод запаривания. Подойдет он для тех наростов, которые по размеру не очень велики. Кап очищается от мусора, кладется в ненужную кастрюлю и заливается водой. Затем в емкость необходимо добавить соль. На литр воды ее дозировка составляет две столовые ложки с верхом. Соли можно насыпать и больше. Она вытянет сок из дерева. При этом методе применяются и опилки, полученные при обработке смолистых пород древесины. Их нужно засыпать в кастрюлю. Опилки придают капу приятный цвет, который может находиться в диапазоне от желтовато-розового до коричневато-охристого. Смолы, находящиеся в опилках, добавят наросту прочность и позволят ярче проявить текстуру.

После закипания воды огонь следует немного убавить и оставить кастрюлю на плите часов на шесть-восемь. По мере образования накипи ее следует удалять. В процессе запаривания необходимо следить за объемом воды в кастрюле и периодически ее подливать.

По окончании «варки» нарост промывается от опилок под струей воды и кладется на сутки-двое в шкаф. После этого весь процесс должен быть повторен не менее двух-четырех раз. Во время последней варки, пока дерево не остыло, следует ободрать с него кору, а по завершении положить нарост на одну-две недели в шкаф.

Окончательно просохнув, кап по своим характеристикам станет схож с костью. Подготовленный таким образом материал превосходно режется, пилится и шлифуется. При этом никаких посторонних запахов у него не будет.

Изготовление шкатулок

Поделки из березового капа по своей красоте не уступают сувенирам, выполненным из древесины и даже превосходят их. Часто из этого материала изготавливают великолепные шкатулки.

В процессе работы каповые дощечки аккуратно соединяют между собой, следя за тем, чтобы рисунок их текстуры был схожим. Весьма ответственной операцией является изготовление деревянных шарниров. Этот этап требует точного формирования закругленных шипов и пазов на краях крышки и корпуса изделия. Шарниры должны стыковаться плотно и точно. Еще одной сложной операцией является высверливание отверстий. В деревянных шарнирах это легче всего сделать стальной тонкой проволокой. На следующем этапе в шкатулку врезается замочек. Изделие практически готово. Его следует только прошпаклевать, основательно высушить и покрыть поверхности щелочным лаком. После завершения этих работ шкатулку обрабатывают политурой и протирают спиртом. Полируют изделие до тех пор, пока дерево не приобретет и пока ярко не заиграют все прожилки его удивительной текстуры.

Украшение для трости

Используя кап, можно сделать своими руками великолепный подарок для пожилого человека. Работа может быть выполнена даже новичком. На трубку или металлический стержень следует попеременно надеть полые цилиндрики, которые предварительно вытачивают из березового капокорня. Детали должны быть плотно подогнаны друг к другу, создавая впечатление единого целого. Венчать такую трость может резная или гладкая ручка из березы.

Чаша из капа

Из деревянных наростов могут быть изготовлены различные сувениры. Популярными изделиями из капа являются декоративные чаши. Из немного сырого материала делается грубая заготовка. Далее болванка оставляется на просушку. Если в ней образовываются мелкие трещинки, то они смазываются клеем ПВА. После окончательной просушки изделию придается необходимая форма, оно шлифуется, полируется и покрывается лаком.

"Ремесло за плечами не висит, а хлебом кормит". Эту пословицу часто повторяли в старину вятские кустари. По дореволюционной статистике видно, что из всех 456 тысяч дворов Вятской губернии местным кустарным промыслом занимались крестьяне 263 тысяч дворов, а отхожими промыслами - более двухсот тысяч человек из 147 тысяч дворов.
По причине невысокого плодородия земли и сурового климата хорошие урожаи в нашем краю - дело редкое. Таким образом, лишь 10% крестьянских хозяйств, преимущественно кулацкие и зажиточные, могли существовать доходами только от сельского хозяйства. Поэтому большинство вятских крестьян всегда имели два занятия - земледелие и какой-нибудь промысел.
Заставка из книги М.Н. Шатрова "Кировские кустари" (Киров, 1938), художник А. Люстрицкий.

Кустарные промыслы в Вятском крае в старину были весьма разнообразны. В некоторых уездах их насчитывалось до 200 видов. Изделия вырабатывались из всевозможнейших доступных материалов: дерева, древесных наплывов (капа, капокорня, сувеля), ивовых прутьев (лозы), бересты, стружки, мхов и лишайников, мочала, соломы, корня, металлов, камней, глины, гипса, папье-маше, шерсти, волоса, льна, шкур, кости и проч. Наряду с изделиями ширпотреба много вырабатывалось и художественных изделий, произведений искусства.
Среди экспортных кустарных изделий СССР довольно видное место занимали в свое время каповые и капокорешковые изделия. Это были различных форм и размеров портсигары, порт-папиросы, порт-табаки, порт-карты (визитницы), пресс-бювары (пресс-папье), обложки альбомов, блокноты, шкатулки, ящички, сундучки, спичечницы, подчасники (подставки для настольных часов), очечники, запонки нарукавные и грудные, мундштуки, курительные трубки, игольницы, пудреницы, оправы для карманных зеркал, рамки для фотографий, письменные приборы и другие кабинетные вещицы, вырабатываемые исключительно в Кировской области.


В.В. Злобин. Шкатулка "Лира". Город Киров, 1970-е годы. Капокорень. Кировский краеведческий музей.

Что такое березовый кап? Это нарост или наплыв на стволе или сучьях березы, имеющий весьма красивый рисунок на срезе. Встречается кап редко. По внешнему виду эти наросты имеют форму овала. Сняв кору, можно увидеть, что каповый нарост покрыт мелкими зубчиками, напоминающими спину ежа. По внутреннему строению кап представляет из себя мелкую сетчатую перепутанность волокон, похожих на извилины головного мозга. Долгое время считалось, что кап - это болезненный нарост на дереве и что возникает он от зажима почек внезапными весенними холодами, которые в наших местах приходятся порой на вегетационный период. Этих спящих почек сначала немного, затем, через годы, - сотни, растущих вплотную друг к другу. Крона каповой березы начинается ниже, чем у обычной. В результате наблюдений было установлено, что здоровье такого дерева лучше; оно устойчивей к сильным ветрам, заморозкам, половодью. Ученые пришли к выводу, что кап - явление биологически нормальное, защитное. Каповая береза - разновидность русской пушистой березы, и образование капа на ней является естественно унаследованным процессом, следовательно, кап (т.е. березу с капом) можно и вырастить. Итак, кап - это не болезнь дерева, а мутация.

Наплыв капа на стволе березы. Кировский краеведческий музей.

Цвет капа внутри - светло-палевый. Ценные свойства капа - крепкость, плотность, твердость и, конечно, красивый рисунок. В изделиях кап не поддается формоизменяемости: не коробится, не трескается, не разбухает, не рассыхается. Очень хорошо поддается обработке и отделке - шлифовке, лакировке и полировке.
В старину крестьянин, нашедший в лесу каповый нарост, вез его за сотни верст мастеру-каповщику. Оценивался кап на глаз: чем мельче рисунок и больше кусок, тем дороже. До революции за кусок хорошего капа размером в 10-15 см. по длине овала, с мелким рисунком, платили от 5 до 10 рублей. За большой нарост размером от 20 до 35 см. платили по особому соглашению.
Кап находят не только на березе, но и на многих других деревьях. Но именно березовый кап, по мнению специалистов, самый красивый по текстуре и цвету.


Уже в середине ХIХ века кап стал редкостью в вятских лесах, а в 20-30-е годы ХХ века - почти совершенно исчез. Вместе с капом вятские мастера стали использовать в ХIХ веке капокорень, а затем он и вовсе заменил кап в производстве.
Капокорень (корешок, щетка) - тот же кап, но только уже не на стволе или ветках, а на корнях березы. Наплывы его бывают иногда над поверхностью земли, но чаще - прикрытые почвой. Признаками нахождения их служат побеги, выходящие из земли около комля дерева; к зиме эти побеги отмирают. Капокорень уступает капу по прочности, а его рисунок значительно крупнее и с черными точками. Если кап - это "березовое золото", то капокорень - "серебро". Но корешка в лесах оказалось во много раз больше. Обнаружил капокорень по счастливой случайности слепой мастер из села Истобенского Амвросий Ефимович Ковязин.
Судьба Ковязина поистине удивительна. Переболев в детстве оспой, он лишился зрения, но благодаря выдающимся способностям и упорству жил полной жизнью. Он ходил без поводыря, играл на гармони, пел в церковном хоре, читал в церкви Апостол целыми страницами наизусть. Но главное - он с юных лет занимался столярной работой, обеспечивая своим ремеслом себя и семью. И вот как-то один истобенский купец привез в село каповую шкатулку. Ковязин подержал ее в руках и не поверил, что это дерево. Шкатулка была тяжелой, гладкой и холодной, словно стеклянная. Местный учитель, знавший о капе, объяснил слепцу, что это такое. Амвросий запомнил его слова. У себя в саду он ощупал стволы и ветки всех берез - наростов не нашел, но неожиданно натолкнулся на них на корнях одного дерева. Амвросий вырубил один из наплывов, распилил его и позвал учителя. Тот ахнул от изумления: рисунок на спиле был как у капа! Амвросий Ефимович выучился делать из нового материала шкатулки, да так мастерски, что прославился.
По весу наплывы капокорня достигали иногда 5 пудов (80 кг). Хороший корешок оценивался в 1930-е гг. от 25 до 30 коп. за 1 кг.
Иногда капокорешковые изделия путают с каповыми. Это вполне естественно: каповые изделия всегда были большой редкостью и ценились весьма высоко. По этой же причине бывали случаи, когда изделия вятских кустарей выдавались за изделия из карельской березы, которая ничего общего с капом и корешком не имеет.


Г.П. Першин. Автомат для папирос. Город Киров, 1970-е годы. Капокорень. Кировский краеведческий музей.

Кроме капа и корешка есть еще третий вид наплывов на березе - сувель (сувель-вал).
Сувель обыкновенно встречается на деревьях, растущих одиноко: на опушках лесов, в садах, лугах, на посадках вдоль дорог. Образование этого наплыва объясняют надсадкой дерева в раннем возрасте от чрезмерных перегибов сильными ветрами, вследствие чего при выпрямлении в месте перегиба образуются складки продольных волокон дерева, а при дальнейшем росте березы из этих складок и образуется сувель.
Снаружи сувель имеет гладкую поверхность, а при разрезе ее в любом направлении - извилистость строения. В капо-корешковом производстве сувель не применяется, его использовали на выделку кегельных и крокетных шаров, шахмат, шашек, на присадку инструментов, подвергающихся сильным ударам (на ручки к стамескам и долотам) и другие мелкие токарные изделия.
Обрабатывается сувель очень трудно. Материал этот считается куда менее ценным, чем кап и капокорень. Случайные заготовители капа в прошлые времена сплошь и рядом принимали сувель за кап и везли его издалека в Вятку целыми возами. Будучи разочарованы в ценности своих находок, такие заготовители в дальнейшем категорически отказывались от всяких поисков капа.
---------------
По материалам книг: 1) М.Н. Шатров. Кировские кустари. Киров, 1938. 2) Н.Перминова. Каповая шкатулка. Горький, 1984.

Что такое капы и сувели, чем они отличаются? Как и где их заготавливать? Как быстро и качественно высушить наросты в домашних условиях?

Кап

Итак, для начала определимся с некоторыми понятиями.

Кап (он же "ведьмин веник ") — это доброкачественное образование на дереве, представляющее собой пучок тонких веточек, растущих из каплевидного (чаще всего) нароста. При поперечном разрезе имеет текстуру с ярко выраженными сердцевинами сучков. Обрабатывается сложно из-за сильно свилеватой текстуры и огромного количества сучков. Крайне красив, прочен, прекрасно шлифуется и полируется.

Отдельные многочисленные участки обладают перламутровым отливом. Большого промышленного значения не имеет, но ценится весьма дорого из-за своей красоты. Если и используется в промышленности, то только в виде шпона для отделки мебели (в основном используется кап экзотических пород деревьев), а также для производства мелких изделий типа шкатулок, портсигаров, женских заколок, мелких украшений (кап берёзы). Использование капа на рукоятках ножей считается хорошим вкусом, а также ценится резчиками по дереву за неповторимую текстуру.

Нельзя найти два одинаковых куска капа, — даже половинки распиленного капа имеют разный рисунок, настолько неоднороден нарост. Растет на многих деревьях (липа, ольха, берёза, клён, дуб и т.п.), но наиболее ценным и красивым является берёзовый (из произрастающих в наших широтах). Нарост обычно небольшой, максимум размером с воллейбольный мяч или с большую тарелку.

Вырезать на капе какой-то узор не имеет смысла, так как всё забивает текстура.

На фото представлен берёзовый кап. К сожелению я не смог раздобыть разрез именно берёзового капа (эти снимки я делал рядом с отделением родной милиции, и, как понимаете, спилить мне там ничего не дали бы... Но я изловчился и нашел кап ясеня; по текструре большинство капов сходны и отличаются только цветом и размерами серцевинок сучков).


(свиль ) — как ясно из названия, нарост получил название из-за своей структуры. "Витая структура",

Это ещё мягко сказано. Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от капа ; в будущем не путать сувель и кап). Наличие перламутровых разводов на отшлифованном дереве создают прекрасную переливающуюся, светящуюся изнутри картину. Свиль также плохо обрабатывается, как и кап, но не так тяжело. Размер варьируется от размера ореха до 1,5 метров в высоту (сам такой видел на берёзе) и до 2 метров в диаметре (кольцевая сувель, охватывала ствол дерева полностью).

В Ватикане стоит купель значительно больше метра в диаметре, вырезанная из единого куска сувели. Сам сидел однажды в кресле, вырезанном из сувели. Прекрасно держит тонкую резьбу, но резать сувель не рекомендуется. Лучше отшлифовать и покрыть лаком (пропитать маслом). Изделие только от этого выиграет.

Наиболее ценной считается корневая или комлевая свиль. Наличие тёмных прожилок и четко выраженных перекрученных годовых колец. Это сказка. КРАСИВО, этим всё сказано. Ствольная сувель отличается более тонкой текстурой и более тонким "морозным" рисунком. И более светлой древесиной. По прочности комлевая сувель немного превосходит ствольную из-за особенности строения ствола дерева. Сувель прочна, красива, легко полируется и шлифуется. Хорошо просушенная и обработанная начинает "светиться" изнутри (при грамотной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным). Обычно имеет цвет от нежно-жёлтого или розовато-коричневого до совсем охристо-коричневого. Всё зависит от условий и времени сушки. Кап имеет те же цвета.

Как видно, сувель на кап не похож совершенно.

— это гриб (не путать с грибом-трутовиком) и он нам не нужен для наших целей.

Заготовка

Где искать наросты... Естественно в лесу. НО! Определённых мест произрастания нет, они растут спонтанно, и самые красивые наросты найдёт самый глазастый и настырный. Это занятие сродни охоте за грибами — кто больше и дальше обе гал лес, тому и больше досталось.

Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. Иначе пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем.

Выделяю красным:

  1. Если нарост является "стволообъемлющим" или капокорнем, то правильнее воздержаться от его спиливания — дерево может погибнуть. Подобные капы и свили желательно приобретать при легальных лесозаготовках, когда дерево все равно обречено.
  2. Спиливать наросты желательно в сухое время года, идеально в коце августа, начале сентября, до начала сокодвижения.
  3. Не забываем замазать срез на дереве масляной краской или воском, или чем-то подобным.

Сушка

Итак, как сушить? Методом "запаривания". Сразу скажу что этот метод подходит для небольших кусков дерева: где-то в половину футбольного мяча или небольшого поленца.

  1. Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю нужно брать именно ненужную, так как в процессе варки образуется весьма хитрый отвар, который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся цастиц — всё равно отвалятся.

    Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый. Остальные наросты варят по той-же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево, естественно, всплывает, но прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать без разницы какую, холодную или горячую — всё равно закипит. В кастрюльку можно накидать деревяк сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки, а не суммарный объём девесины.

  2. Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложки
    с верхом соли. Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно. Главное чтоб вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду (именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной). Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.
  3. Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд. Нам нужно две мощных горсти опилок (опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка. Стружки подойдут от электрорубанка (можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую. Они достаточно мелкие и их обычно можно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше. И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Опилки придадут сувели приятный охристый цвет. От нежно розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смо лы добавят древесине прочности и проявят текстуру.
  4. Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения. Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузыриться. Но смотреть нужно, чтоб вода не выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки образуется красный "бульончик". И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.
  5. Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли
    вываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем
    на шкаф, ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.
  6. Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки. Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.
  7. При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно!!! Горячо!!! Используйте перчатки!
  8. Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага. Дерево ""ривыкнет" к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.
  9. В процессе ускоренной сушки древесины нужно помнить, что могут отразоваться небольшие трещины, и поэтому нужно давать
    припуск на их удаление в последующей обработке.
  10. Ещё раз напоминаю, что большие куски так сушить нельзя. Треснут. Обязательно. Проверено.
  11. После окончательного привыкания дерева к атмосфере, выполняем из него изделие. Пропитывать сувель и кап желательно маслом, и, если
    есть желание, то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, "заиграет", что называется, проявиться вся его внутренняя красота.

Если возникнут вопросы или какие-то уточнения по поводу вышеописанной технологии, отвечу по мере сил и возможностей.

Как любитель создавать всякого рода поделки, и человек, высоко ценящий ручной труд, я понимаю, сколько времени и сил занимает создание уникального изделия - от дизайна с прорисовкой мельчайших деталей до подбора материала и воплощения идеи в жизнь. Кустарное производство - неотъемлемая часть жизни любого народа. Его отличие от ремесленного в том, что каждое изделие получалось уникальным, тогда как у последнего шла массовая штамповка однотипных вещиц. Кроме того, мастер-кустарь не задавался целью создавать множество изделий - он просто творил.

Почему мастера любят кап? В-первых, это дерево, а с этим материалом работать всегда приятно.
Во-вторых, текстура среза невероятно красива, чему нарост обязан деформацией древесных волокон. Текстура очень разнообразна: порода дерева и местность, в которой оно произрастает, накладывают свой отпечаток на цвет и узор среза. Это придает готовому изделию уникальность: можно повторить форму с точностью до миллиметра, но вот рисунок и оттенки подобрать не удастся.

Изделия из капа столь же многообразны: это может быть как элемент настольной игры, так и накладка на мебель. Игрушки и украшения, обереги и предметы быта - все, что угодно. Возможность применения ограничивается лишь фантазией и трудолюбием мастера: из-за своей структуры древесина капа достаточно сложна в обработке - если при создании металлического изделия разного рода огрехи можно поправить, то с капом такой номер не пройдет: одна ошибка, и заготовка безнадежно испорчена. К тому же на некоторых породах нарост еще и очень твердый.

Только настоящий мастер-художник сможет рассмотреть в бугристой "шишке" красоту будущего изделия. Какого - неизвестно; пока удастся найти подходящий под задумку узор, придется перепилить немало капов. Мастер снимает кап, надрезает его, и проводит влажной тканью, чтобы увидеть рисунок. А когда он наконец-то найден, умелец отталкивается не от своей идеи, а от рисунка, и старается как можно выгоднее преподнести узор в работе. На вопрос, какая порода дает самый красивый и ценный узор, у мастеров нет единого мнения, потому что вкусы у всех разные: кто-то предпочитает кап с березы, кому-то по душе ольховый, а третий снимет с дуба и будет счастлив.

"Голова" - именно это значение приписывается слову "кап". Так его прозвали наши предки. Изделиями, созданными из этих наростов, не гнушались пользоваться даже сильные мира сего: кубок, чаша или братина из капа вполне могли соседствовать на княжеском столе наравне с серебряной и золотой посудой, и ценились не меньше.

Не всегда мастер самостоятельно отправлялся на прогулку в лес, чтобы найти кап. Случалось, что крестьяне сами привозили ему срезанные наросты, в надежде на вознаграждение: в 1830-х годах кап весом примерно 9 кг мог стоить как хороший бык - около 50 рублей; а если сильно повезет, и кап окажется редкостной красоты, то могли оценить и по 70 рублей за кило. Поэтому счастливчик мог отправиться в достаточно далекое путешествие, чтобы вернуться домой с легким заработком. Особенно удавалось улучшить свое материальное положение крестьянам Вятской губернии (центр - современный Киров), так как там березы были особо богаты на наросты (особая разновидность березы пушистой, которую так и прозвали каповой), а сами капы называли просто валунами. Вятская губерния по праву считается королевой капового промысла. Сохранилось письмо местного архиерея к императрице, датированное 1721 годом: он просил принять скромный дар, помимо прочего "двенадцать чашек каповых, которые у нас на Вятке строятся".

Кроме породы, есть у капа и еще одна классификация. Он может быть стволовым - расти на стволе или ветке: с одной стороны или кольцом; эта разновидность встречается реже, чем корневой кап, поэтому и ценится выше. А последний может образоваться на корневой шейке - в этом случае он находится над землей, либо на самих корнях - тогда его можно обнаружить весной: молодые побеги дерева-родителя будут быстро гибнуть из-за множества не развившихся почек в капе, ростки из которых забивают друг друга. В любом случае, после обработки кап не менял форму, не трескался и не коробился.

Раньше кап вываривали в щелочном растворе, пропаривали, убирали сучки и шероховатости, и сушили на печи несколько месяцев, перед тем как приступить к созданию задуманной вещи. Затем придавали грубую форму, шлифовали, опускали в воду, чтобы поднять остатки мелкого ворса, сушили и снова шлифовали. Пропитывали специальным составом, чтобы ярче проступил рисунок, и покрывали лаком в несколько слоев. тут как нельзя лучше подходит фраза - скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

Мастера

Знаменитая вещь - каповая шкатулка; она стояла в очень многих домах, только не все вникали в историю ее появления.
Первую такую вещицу сделал Григорий Макаров, столяр, живший в Вятской губернии в далеком XVIII веке. Подгоняя тончайшие каповые пластинки одну к другой, мастер добивался четких геометрических форм в своих изделиях, более того, в России он стал новатором в применении деревянных шарниров. Не сам придумал, но, разобрав шотландскую табакерку, сообразил, как можно применить новые знания на практике. Это сейчас может показаться, что шарнир - плевое дело, а тогда требовалась точность и огромный запас терпения: выточенные зубцы должны до миллиметра совпасть с углублениями, которые мастер высверливал при помощи проволоки, чтобы шарнир был спрятан в стенках. К слову, такой метод сверления применяли еще долгое время. Григорию Макарову был пожалован перстень с бриллиантом за заслуги, а его сыновья, перенявшие ремесло отца, получили золотую медаль на выставке в Москве.

Хороший мастер обязательно учтет все свойства материала. Так поступил и умелец XIX века, Семен Бронников. В то время часовых дел мастера редко встречались на Руси, тем удивительнее было будущему императору, Александру II, увидеть на одной из вятских выставок карманные часы, выполненные целиком из дерева. Их диаметр не превышал 3 см.

Бронников сделал футляр и корпус для будущих часов из капа, циферблат, цепочку и механизм - из пальмы, на стрелки взял жимолость, на пружину - бамбук. Только оцифровка перламутровая. Наследник престола отдал за диковинку семь рублей серебром. Вятский мастер изготовил 10 подобных механизмов, некоторые из которых хранятся в Московском и Кировском музеях.

Еще один умелец - Амвросий Ковязин. Он не только использовал в работе необычный материал, он и сам был уникальным человеком. Слепой с детства, каким-то чудом он изготавливал из капокорня удивительной красоты музыкальные шкатулки с ящичками и секретами. Несмотря на то, что изделия из стволового капа ценились дороже капокорешковых, работы Ковязина разлетались, как горячие пирожки: люди готовы были переплачивать за работу слепца (от 600 до 1500 рублей - немалые по тем временам деньги), а купив изделие, ехали за сотни верст, чтобы посмотреть на умельца и убедиться в правдивости слухов. Даже подделки появились! В связи с этим Амвросий выхлопотал себе своеобразный "патент": бумагу, в которой содержатся сведения о мастере, ее изготовившем. "Паспорт" вклеивался в шкатулку, и свидетельствовал о ее подлинности.
Послереволюционное время

Уже в XX веке постепенно образовывались артели., но тут встал вопрос нехватки материала: Вятская и соседние с ней губернии истощили свои запасы, так как спрос на изделия был велик. Делали и пресс-папье, и мундштуки, и курительные трубки - все, чего пожелает душа и заказчик. На выручку затосковавшим умельцам пришла железная дорога, и вскоре добытчики уже везли кап с Урала к своим мастерским. К 1909 году постепенно налаживается сбыт изделий за границу. На выставке в Турине (1910 год) вятские изделия берут главный приз - золотую медаль. К 1923 году мастерами капового дела считалась всего пара сотен человек, которые ухитрялись удовлетворять спрос в России и давать экспортного товара на 100 тысяч золотом в год. Первая артель появилась в 1923 году - ее образовали 11 умельцев. Уже сотня человек входит в артель "МЮД" (Международный юношеский день). Качество изделий постепенно падало: как говорили сами артельщики, мало внимания стало уделяться "домашним мастерам", которые любовно выхаживали каждое свое творение, а не гнались за модой на портсигары и пудреницы. Поправить дела не получилось: пришла война. Мастера, которые по разным причинам остались в тылу, продолжали творить. Те же, кто прошел войну, возвращались домой и возобновляли работу. В 1943 году образовалась вятская артель "Идеал". По меркам человеческой истории прошло совсем немного времени, и в 70-х небольшая артель превратилась в полноценную фабрику, на которой трудились больше восьмисот человек: кто-то поодиночке, а иные и вместе с семьей.
Создание изделий из капа - мастерство, существующее только в России и странах, входивших в состав Российской Империи. Больше нигде в мире его нет.