Внимание! Выпуск серии прекращен!
Эскадренный броненосец «Цесаревич» – второй партворк серии «Флотилия русско-японской войны» в рамках журнала «Корабли России ». Издатель – ООО «Моделист» (г. Самара).

Эскадренный броненосец «Цесаревич» был построен во Франции по заказу Российской империи. Принимал участие в русско-японской и Первой мировой войнах. Впоследствии на основе чертежей этого корабля была построена целая серия кораблей типа «Бородино».

Постройка корабля была начата в 1899 году в Тулоне. Спуск на воду произошёл 23 января 1901 года, но ещё в течение двух лет в конструкцию вносились различные доработки. В итоге в строй «Цесаревич» вступил только 1903 году, практически с началом русско-японской войны. В конце февраля 1904 года во время боя с японским миноносцем наш броненосец был поврежден торпедой. Однако ремонт не занял много времени, и вскоре корабль был вновь введен в строй. В сентябре того же года после прорыва в порт Киао-Чао броненосец был интернирован до конца войны. После того, как корабль вернули России, он вошёл в состав Балтийского флота. В 1907 году, после коренной перестройки, был переведен в класс линейных кораблей. В марте 1917 года корабль переименовали в “Гражданина”. Довелось ему испытать себя и в роли ледокола. В тяжёлой ледовой обстановке в декабре 1917 года он совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Можно сказать, это был последний поход корабля. С мая 1918 года он был принят на долговременное хранение. В годы Гражданской войны с «Гражданина» сняли артиллерию. Использовали её уже на сухопутных фронтах, а также на речных и озерных флотилиях. Окончил свою службу корабль в 1924 году. Был разобран на металл.

Характеристики броненосца «Цесаревич»

    Длина: 118,5 м
    Ширина: 23,2 м
    Водоизмещение: около 13 тысяч тонн
    Осадка: 7,9 м
    Скорость хода: 18 узлов
    Дальность плавания: 2805 миль
    Экипаж: более 800 человек
    Вооружение:
    305мм – 4 орудия
    152мм – 12 орудий
    75мм – 10 орудий
    37мм – 11 орудий
    Пулеметы – 2
    Торпедные аппараты – 4

Модель броненосца Цесаревич

Эскадренный броненосец «Цесаревич» продолжает серию «Флотилия русско-японской войны» от ООО «Моделист». Это вторая модель данной коллекции (первая – ).
Сборка модели распланирована на 80 выпусков журнала с периодичностью 1 раз в неделю.

Параметры модели:

    Масштаб: 1:200
    Длина: 58,6 см
    Ширина: 11,6 см
    Высота: 30 см

Для изготовления деталей модели «Цесаревича» используются следующие материалы:

  • ХДФ – 3 мм
  • Латунь
  • Пластик ABS
  • Стальной пруток
  • Мононить
  • Березовая рейка
  • Березовый шпон

ООО «Моделист» продолжает свою традицию и, как и прежде, использует разработки только отечественных специалистов. Все детали производятся из отечественных материалов на российских предприятиях. Модель полностью повторяет облик реального корабля. На ней в мельчайших подробностях воссозданы все существовавшие на броненосце узлы, надстройки орудия. Однако сборка модели, благодаря подробной инструкции, будет доступна моделистам любого уровня.

Журнал Корабли России: Цесаревич

Каждый номер журнала включает в себя:

  • Вложение – детали для сборки модели корабля;
  • Удобную инструкцию по сборке с фотографиями и доскональным описанием порядка сборки;
  • Хронологию службы броненосца от начала строительства и до его разборки на металл;
  • «Энциклопедию морских узлов» – в каждом номере инструкция по завязыванию одного-двух узлов.

Журнал Цесаревич рекомендованная цена:
первого выпуска – от 50 до 75 рублей .
второго выпуска – от 70 до 105 рублей .
с третьего выпуска – от 100 до 150 рублей .
Периодичность: еженедельно

Всего 80 выпусков.

Выходы номеров не ограничены каким-либо сроком:
Большинство деталей для модели изготавливаются на собственном производстве ООО «Моделист», печать проходит в собственной типографии. Всё это даёт возможность не ограничивать тираж журнала и не привязываться строго к каким-либо срокам выхода. Вы можете оформить заказ на любой вышедший номер журнала тогда, когда Вам это удобно. Начинайте сборку сами, показывайте друзьям. У них тоже есть возможность собирать корабль, начиная с первого номера. Вам не стоит опасаться того, что серия журналов внезапно прервётся. ООО «Моделист» официально заявляет, что все 80 номеров будут выпущены.

26 июля 1899 года в рамках программы строительства военных кораблей для Дальнего Востока на французской верфи "Форж и Шантье" в Тулоне по заказу русского правительства был заложен новый броненосец, получивший имя "Цесаревич". По заданию Морского технического комитета проект броненосца разработал французский инженер А. Лаган. "Цесаревич" стал первым в мире эскадренный броненосец, корпус которого по ватерлинии был защищен двумя непрерывными рядами броневых плит и имел улучшенную противоминную защиту. Корабль имел мощное по тем временам вооружение, (4 305-мм, 12 152-мм пушек Обуховского завода в двухорудийных башнях, 20 75-мм и 20 47-мм пушек), 18-узловую скорость и хорошую мореходность. Его водоизмещение составило около 13 тысяч тонн.

С русской стороны за строительством броненосца наблюдали корабельный инженер К.П. Боклевский и его будущий командир капитан I ранга И.К. Григорович. 10 февраля 1901 года "Цесаревич" был спущен на воду, а 21 августа 1903 года он вступил в строй Балтийского флота. В начале сентября броненосец покинул Тулон и взял курс на Порт-Артур. В середине ноября он вместе с крейсером "Баян" вошел в состав Тихоокеанской эскадры.

В ночь на 27 января 1904 года, при стоянке на внешнем рейде Порт-Артура, "Цесаревич" был поврежден взрывом торпеды, выпущенной японским миноносцем, но остался на плаву и после заделки пробоины с помощью кессона, вновь введен в строй. После гибели броненосца "Петропавловск" с командующим эскадрой вице-адмиралом С.О. Макаровым 31 марта 1904 года "Цесаревич" стал флагманским кораблем эскадры БФ. 28 июля 1904 года после боя с японским флотом в Желтом море прорвался в Циндао, где на следующий день был интернирован правительством Китая.

По окончании русско-японской войны, в феврале 1906 года броненосец вернулся на Балтику и после ремонта был переклассифицирован в линкоры и включен в отряд учебного плавания. В составе отряда провел несколько длительных заграничных плаваний. В декабре 1908 года участвовал в оказании помощи пострадавшему от землетрясения населению города Мессина на Сицилии.

В начале 1910 года и в конце 1911 года линкор дважды вставал на ремонт, во время которого на корабле заменили главные механизмы, котлы и все 305-мм орудия. В августе 1912 года на зачетных стрельбах команда "Цесаревича" получила "Императорский переходящий приз" за высокую точность.

В период 1-ой мировой войны линкор прикрывал набеговые и минно-заградительные действий легких сил флота. С 1916 года входил в состав сил обороны Рижского залива. После февральской буржуазно-демократической революции, был переименован в "Гражданин". С 29 сентября по 6 октября 1917 года совместно с линкором "Слава" активно участвовал в Моонзундской операции.

В декабре 1917 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт, где остался на долговременном хранении. В годы гражданской войны артиллерийское вооружение корабля использовалось на речных, озерных флотилиях и сухопутных фронтах. В 1924 году сдан Комгосфондов для разборки и 21 ноября 1925 года был исключен из состава РККФ.

Броненосец “Цесаревич” строился по принятой в 1898 г. судостроительной программе “для нужд Дальнего Востока" - самой трудоемкой и, как показали события, самой ответственной из программ за всю историю отечественного броненосного флота. Программа предназначалась для нейтрализации усиленных военных приготовлений Японии. Ее правители. не удовольствовавшись возможностями широкой экономической экспансии на материке, обнаружили неудержимое стремление к территориальным захватам. Эти амбиции подкреплялись угрожающим наращиванием сил армии и флота, и направлены они были исключительно против России.

Приложение № 1

Как был спроектирован и устроен эскадренный броненосец “Цесаревич”

В основу проекта "Цесаревича" положен тип оригинального, построенного в 1893 г. восьмибашенного французского броненосца "Жорегиберри". Он назывался в честь адмирала времен колониальных завоеваний Франции в Индокитае. Этот корабль-прототип принадлежал к весьма разношерстному семейству (чертеж приведен в книге автора "Броненосцы типа "Бородино") не отличавшихся стабильностью (до 12 башен на корабле) французских броненосцев. "Жорегиберри" имел две традиционные концевые башни в диаметральной плоскости с одной 305-мм пушкой в каждой и две бортовые башни (по одному 274-мм орудию в каждой), которые, обладая углом обстрела 1 80°, могли стрелять как на нос, так и на корму. Вблизи концевых башен группировались по две двухорудийные бортовые башни с 1 38-мм пушками.

"Цесаревич" и его прототип имели следующие основные характеристики (в скобках приведены данные "Жорегиберри"): длина по ватерлинии 11 7,2 (111) м, ширина 23,2 (22,2) м, осадка 7,9 (8,45 наибольшая) м, мощность механизмов 16 300 (15000) л.с., водоизмещение 12 903 (11 882) т, и одинаковую проектную скорость - 18 уз.


Главнейшим достоинством нового проекта (это, как мы помним, оценили в МТК) было наличие продольной броневой переборки (толщиной 40 мм), защищавшей корабль от подводных взрывов. Установленная в 2 м от борта, она входила в комплекс конструктивных мер по обеспечению живучести корабля, которые в те годы разрабатывал талантливый французский корабельный инженер Э. Бертен (1840–1924).



Корпус был набран по традиционной поперечной (или, точнее говоря, поперечно-продольной) системе набора. Горизонтальный киль шириной по всей длине корабля 1,25 м имел толщину в сред ней части корпуса 20 мм (к оконечностям 10–16 мм) и склепывался с внутренним горизонтальным килем шириной 0,95 м и толщиной 18 мм (к оконечностям 16–14 мм). К ним по диаметральной плоскости крепился (как и все детали - на соединительных угольниках) вертикальный внутренний киль толщиной 1 8 мм (в оконечностях 14–11 мм) и высотой 1 м.

Такой же высоты шли по обшивке корпуса через 1,2 м (шпация) мощные флоры днищевых шпангоутов толщиной 9 мм и столь же мощные, той же высоты, принятые со времен железного судостроения - продольные балки набора - 9-мм стрингеры (такие же стрингеры были, и на броненосцах типа "Бородино"). Их (по обе стороны от киля) крепили 80-75-мм угольниками. Стрингеры вне двойного дна имели толщину 7 мм. Стрингер N 6 служил основанием продольной броневой переборки. Образуя так называемый "клетчатый слой", все названные балки накрывались настилом второго дна толщиной 13-мм (в оконечностях 11-9-мм) и надежно с ними склепывались.

На образовавшемся прочном основании днища располагались машины, котлы, погреба боезапаса. Нумерация шпангоутов во французском судостроении шла от мидель-шпангоута в нос и корму, что вместе с различием в системах мер (во Франции - метрическая, в России - футо-дюймовая) создавало немалые осложнения при попытках, как того требовал великий князь, точно копировать в России размеры всех деталей и отсеков корпуса "Цесаревича".

Наружная обшивка корпуса, развивая его от внутреннего горизонтального киля к бортам и оконечностям, имела в средней части толщину 1 8 мм (к оконечностям и к палубе 11–17 мм). Скуловой (боковой) киль в виде треугольной коробки из листов 1 0-мм толщины, имел высоту 1 м и длину 60 м. Корпус имел три полных палубы - нижнюю броневую (два слоя стальных листов толщиной по 20 мм), шедшую на уровне 0,3 м выше грузовой ватерлинии; верхнюю броневую (или батарейную) небронированную палубу толщиной 7 мм с тиковым 60-мм настилом. Палубный стрингер шириной 1 м имел толщину 8 мм. Неполной, кончавшейся у кормовой 305-мм башни, была палуба полубака, она же навесная или спардек. Условно такое подразделение корабля на ярусы палуб соответствовало принятым на русских броненосцах типа "Пересвет" и "Князь Потемкин-Таврический".

Одиннадцатью главными (от борта до борта) поперечными переборками (толщина 9 мм, из вертикально установленных листов) и четырьмя частными корпус делился на отсеки. Продольная диаметральная переборка (толщиной 8 мм) устанавливалась только в машинном отделении. Продольная переборка коридора позади бортовой брони имела толщину 1 5 мм (в оконечностях 13–11 мм) и проходила с каждого борта в расстоянии 1,5 м на протяжении от 35-го носового до 25-го кормового шпангоутов и в корме от 30 до 37 шп.

Конструкция корпуса "Цесаревича", как и весь проект, строго, во всех деталях, за незначительными отклонениями, были воспроизведены в проекте броненосцев типа-"Бородино", а потому нет надобности повторять описание, уже сделанное в книге автора "Броненосцы типа "Бородино"". Обратим внимание лишь на детали, которые его отличали.



Артиллерия "Цесаревича" имела тот же набор основного вооружения, предусмотренного МТК(4 305,12 152, 20 75, 20 47,2 37, 2 64-мм орудия, два надводных и два подводных минных аппарата), но отличалась лишь увеличенным числом (10 вместо 4) пулеметов. Их избыток понадобился для дополнительного вооружения двух оставшихся на корабле боевых марсов. По спецификации от 6 октября 1898 г. на четырех марсах собирались установить по 4 47 (на нижних) и по 3 37-мм (на верхних) пушки. Затем на двух оставшихся прежней циклопической величины марсах (с крышами и верхней площадкой на каждом) разместили по 4 47-мм пушки и по 3 пулемета. В Лисском сражении 1 866 г. этим марсам, наверное, не было бы цены, но к 1900 г. они составляли вопиющий анахронизм. Но моду преодолеть не удалось, и эти "выдающиеся" сооружения просуществовали на "Цесаревиче" до конца боевых действий. Один вместе с подбитой фок-мачтой сняли в Циндао, второй срезали только по возвращении, в Россию в 1906 г.

О вековых традициях ушедшей парусной эпохи напоминала распространенная во французском флоте впечатляющая объемная конструкция, напоминавшая антиабордажный завал борта прежних деревянных линейных кораблей. Ради этого шедшего по всему борту склона двоякой кривизны ширину верхней палубы уменьшили почти вдвое. Завал позволял уменьшить момент верхних грузов в расчете остойчивости корабля, обеспечивал средним башням возможность вести огонь по направлению к оконечностям, а в штормовую погоду играл роль (это французы обнаружили раньше русских) своего рода успокоителя качки. Принимая на себя массы не успевшей скатиться воды, завал уменьшал размахи с борта на борт, становясь как бы открытой цистерной-успокоителем. За это приходилось платить существенным усложнением и удорожанием корпуса. Завалом объяснялись и непомерно широкие трапецеидальной формы порты для противоминных 75-мм орудий.

Плотное задраивание этих портов всегда составляло немалую проблему, отчего в шторм по палубе всегда гуляла вода. Большим неудобством было и низкое расположение этих портов (3 м над ватерлинией по проекту, фактически в условиях перегрузки существенно ниже) над водой, отчего даже слабое волнение при ходе корабля вызывало "вкатывание" воды в порты (случай на "Цесаревиче" в бою 28 июля 1904 г.). Могло получиться так, что противоминная артиллерия в нужный момент могла оказаться небоеспособной.



Завал борта крайне осложнил хранение, спуск и подъем шлюпок и катеров. На зауженной, чрезвычайно затесненной палубе спардека их приходилось ставить одна внутрь другой. Спуск с помощью традиционных шлюпбалок поворотного типа был невозможен - им, если ставить их, как обычно, по краю палубы, безнадежно не хватало вылета. Для дежурных и разъездных шлюпок при рейдовой стоянке выход нашли в опыте старинных боканцев - двух брусьев, неподвижно-крепившихся с кормы для спуска и подъема хранившейся на них в подвешенном состоянии шлюпки. Такого рода усовершенствованные боканцы, но только поставленные под углом около 45° к горизонту и шарнирно закрепленные на обшивке завала, позволяли, синхронно склоняясь к воде, поднимать и спускать заранее спущенную стрелой и подведенную под них шлюпку и стрелу освобождали от постоянных манипуляций со спуском и подъемом. На походе же шлюпки приходилось поднимать стрелами и ставить на палубе, а боканцы заваливать к борту, чтобы не мешать стрельбе из бортовых башен.



Броненосец “Цесаревич" (Бортовые шлюп-балки)

Для подъема же особо громоздких минных и паровых катеров "Цесаревича" пришлось придумать оригинальную (в виде футбольных ворот) П-образную раму-шлюпбалку. Подобного рода, но значительно более сложную конструкцию (и также из-за большой стесненности) применяли на русских черноморских броненосцах типа "Екатерина II". С неудобствами обслуживания сложной системы талей, синхронизации их действий и большого вылета шлюпбалок приходилось мириться. Это решение не было, конечно, последним словом техники. В мире уже существовали корабельные краны, проектировавшиеся также для русских броненосцев "Ретвизан" и "Князь Потемкин-Таврический". От двух рам на "Цесаревиче" отказались уже во время первой мировой войны, когда шлюпок на корабле стало меньше и когда на нем установили поворотный кран.

Несовместимым оказался завал бортов и с установкой важного средства зашиты - противоминных сетей. Рука проектировщика, видимо, не поднималась уродовать изящную поверхность завала креплением к ней башмаков для сетей заграждения и полок для их хранения и "Цесаре- вич", как корабль, строившийся в условиях особого благоприятствования к " фирме, освободили от болезненной " процедуры отжига брони, требовавшегося для этих креплений *.

* Отсутствие на “Цесаревиче" сетей породило в умах порт-артурских флотоводцев странную идеологию прямо- таки социалистической уравниловки; раз не все корабли снабжены сетями, то пусть их не опускают в воду и те, у кого они имеются. Сети, видите ли, могут помешать быстро сняться с якоря, чтобы устремиться в бой с внезапно нагрянувшим врагом. Иных путей поддержания боеготовности тогдашние адмиралы не видели.



Выделяли “Цесаревич" среди других кораблей и непривычные (допускавшиеся только на императорских яхтах) прямоугольные иллюминаторы-окна вместо верхнего ряда иллюминаторов.

Узнавали корабль и по его специфическим французским башням с их мощно выделявшимся на крышах литыми рубками башенных командиров и комендоров (для 305-мм орудий) и со слегка наклоненными крышами (для 1 52-мм орудий). Они имели цилиндрическую форму с вертикальной броней.

Это заставляло делать для орудий более глубокие амбразуры, чем в английских и японских башнях с их наклонными плитами лобовой брони. От установки башен русской конструкции, как это было сделано в Америке на "Ретвизане", А. Лагань сумел отговориться - как более габаритные, они могли с проектом не совпасть. Очевидна была и выгода типового сооружения башен по одному проекту," уже разработанному для броненосца "Сен Луи". Габариты башен в плане составляли 7,6 х 6,05 м для 305-мм орудий и 4,8 х 3,85 м для 152-мм.



Их подачные трубы в виде перевернутых усеченных конусов в верхних частях образовывали барбеты диаметром 5,0 м для 305-мм и 3,25 для 152-мм башен. Это означало, что в плане башни полностью закрывали собой свои неподвижные барбеты и исключали возможность попадания внутрь снарядов и осколков. Иными словами, французский проект, хотя и имевший свои изъяны, позволял башни "Цесаревича" считать отвечающими всем трем общепринятым конструктивным отличиям башенной установки: наличием неподвижного броневого барбета (подачной трубы); броневым прикрытием орудия и механизмов их поворота; перекрытием в плане вращающейся башней и неподвижной брони пространства подачной трубы. Это выгодно отличало их от полубарбетных 305-мм башен броненосцев типа "Бородино", на которых барбеты имели диаметр, превосходящий размеры башен, а скользящее поверх барбета и соединенное с башней легкое круговое прикрытие не гарантировало зашиты барбета.

Подачные трубы (барбеты) башен 305-мм орудий "Цесаревича" обшивались броневыми плитами толщиной 228 мм, что вместе с двухслойной рубашкой труб (2x15 мм) составляло защиту толщиной 258 мм. Плиты вертикальной брони башен по всему их периметру имели толщину 254 мм, что вместе со стальной рубашкой составляло 284 мм. 40-мм плиты крышки башен были положены на двухслойную (подкрепленную своими бимсами) настилку из 10-мм листов.


Б роненосец “Цесаревич” (Сечение борта в районе 22-го шпангоута)

Наружные подачные трубы (барбеты) башен 152-мм орудий обшивались плитами 150 мм толщины, крепившимися также к двухслойной (2x10 мм) рубашке. Оси орудий 305-мм носовых башен располагались над горизонтом воды на высоте 9 м и кормовых - 7 м. Оси 1 52-мм орудий соответственно находились на высоте 9 м - носовых, 7 м средних и 8,8 м кормовых башен. 305-мм орудия со станками и механизмами вертикального наведения доставлялись из России, сами же башни с установками горизонтального наведения и подачи выполнялись верфью "Форж и Шантье".




Полукруговая в плане боевая рубка с габаритными размерами 3,85x3,25 м имела высоту 1,52 м и прикрывалась броней из 254-мм плит, крепившихся к двухслойной (2x10 мм) рубашке. Пол рубки состоял из двух слоев 15-мм стали. Крыша рубки (с амбразурами по русскому образцу) склепывалась из трех слоев 15-мм толщины. "Труба для защиты приказаний", шедшая в центральный пост, имела диаметр 0,65 м (внутренний) и толщину стенок 127 мм.

Два броневых пояса и две броневые палубы "Цесаревича" вместе с загнутой вниз (не доходя 2 м до борта, уже в качестве продольной переборки) нижней броневой палубы создавали тот "броневой ящик" (или цитадель), который на высоте почти 4 м и по всей длине корабля прикрывал его жизненно важные части. Ниже ватерлинии этот ящик проходил на глубине 1,5 м (по границе погружения нижней кромки нижнего броневого пояса).



Плиты длиной 4,2 м, поставленные в два ряда, имели в нижнем ряду трапецеидальный скос нижней кромки. Из 29 этих плит (счет велся с кормы) средние (№ 9-22) имели толщину 250/1 70 мм. Остальные от плиты к плите к оконечностям корпуса утоньшались. Плиты № 8 и 23 имели толщину 230/ 1 60 мм, № 7 и 24–21 0/1 50 мм, N 6 и 25 - 1 90/ 140 мм, от Ng 1 по 5–1 70/1 40 мм и от 26 до 29 - 180/140 мм. Крайняя носовая плита N 29 состояла из двух частей: верхней 180/160, нижней 1 60/140 мм. Верхний ряд плит (прямоугольного сечения) изменял свою толщину в том же порядке, что и нижние: толщину 200 мм имели плиты N 9-22, последующие (в корму и в нос) № 8 и 23 - 185 мм, N 7 и 24 - 170 мм и т. д. Кормовые плиты № 1–3 имели толщину 120 мм, носовые N 27–29 - 130 мм. Верхняя броневая палуба состояла из плит толщиной 50 мм, положенных на палубный настил из двух слоев стальных листов толщиной по 10 мм. Нижнюю броневую палубу составляли два слоя толщиной по 20 мм.



Оригинальный, но не вполне себя оправдавший, была конструкция узла перехода палубы (с плавным ее загибом под углом 90°) в противоминную (в 2 м от борта) переборку. Слабым ее местом, как показал опыт в первый день войны, оказалась плоская горизонтальная перемычка (на уровне шельфа нижнего пояса брони) толщиной 20 мм, которая на этом уровне соединяла броневую переборку с бортом. На "цесаревиче" она при взрыве торпеды получила пробоину и позволила воде распространяться поверх броневой палубы. Повторенный на первых двух броненосцах, строившихся в России ("Император Александр III" и "Бородино") этот узел, сразу же вызвавший сомнения русских инженеров, был переделан. Палубе придали традиционный вид со скосом к борту и креплением его конца у шельфа, а продольную переборку сделали самостоятельной конструкцией, которая притыкалась и крепилась к броневой палубе. Такая конструкция устраняла слабое звено - плохо сопротивляющуюся взрыву плоскую перемычку. Выработанное практикой рутинное решение оказалось надежнее непродуманного новшества.

Восемь водоотливных центробежных насосов с подачей по 800 т/час воды (их называли турбинами) устанавливались: одна - впереди котельного отделения, по две - в каждом их двух котельных отделений, по одной - в каждом машинном отделении и одна - позади машинных отделений. Их приводные электродвигатели, как это было принято на всех флотах мира, располагались на броневой палубе, вращение передавалось через длинный соединительный вал, который, конечно, был подвержен искривлению в случае повреждения переборок, к которым крепились подшипники вала. Иные - более надежные решения - полная изоляция электродвигателей и установка их в отсеке в едином агрегате с насосом, вовсе не боявшиеся сырости гидромоторы, предложенные русским инженер-механиком Н.И. Ильиным (1864- после 1921) в мире еще не признали.



Явно несвоевременным было в оригинальном французском проекте главнейшее из судовых устройств- рулевое. Предложенное еще 1839 г. англичанином Рапсоном, оно должно было поворачивать румпель посредством перемещающейся с борта на борт рулевой тележки: сквозь ее муфту был продет коней румпеля. Тележку в движение приводили системой талей двумя силовыми приводами: паровой рулевой машиной и электромоторами. Электромоторы были применены как резервное средство по настоянию МТК, но это не могло прибавить надежности явно устарелой системе. Настоять на уже разрабатывавшемся в то время Ижорским заводом современной и перспективной системе винтовых приводов Аэвиса МТК не решился. И рулевые приводы "Цесаревича", как и построенных по его образцу с такими устарелыми устройствами броненосцев типа "Бородино" в продолжение всей их службы не переставали проявлять свои неустранимые изъяны. В документах "Цесаревича" времен Первой мировой войны упоминаются еще и гидравлические приводы, но, по-видимому, речь шла лишь о гидравлической передаче для управления золотником паровой рулевой машины (взамен прежней валиковой проводки, проходящей по всей длине корабля).



Традиционной была и энергетическая установка корабля: две четырехцилиндровые паровые поршневые машины тройного расширения суммарной спецификационной мощностью 16300 л.с. Цилиндры высокого давления имели диаметр 11 40 мм, среднего - 1 730 мм, низкого - 1 790 мм. Ход поршня 1,12 м, частота вращения гребных валов 107 об/мин. Вместо 24 водотрубных котлов Лаграфеля д"Аллеста, применявшихся на "Жорегиберри", установили 20 котлов системы Бельвиля, которые в глазах МТК считались в мире самыми надежными. Но и они отличались значительной сложностью (наличие разборных "батарей") и требовали весьма внимательного ухода. Флоту еще предстояло намучиться с ними при авариях на броненосцах "Победа" в 1 902 г. и на "Ослябе" в 1903 г.

Эскадренный броненосец "Цесаревич" - один из лучших в мире броненосцев начала XX века. Построен во Франции по заказу России в рамках программы "Для нужд Дальнего Востока". Отличался прогрессивной схемой расположения артиллерии и высокой скоростью при мощном бронировании. Участвовал в Русско-японской войне, был флагманом во время боя в Желтом море. По переработанному проекту "Цесаревича" строились эскадренные броненосцы типа "Бородино".

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение : 12 915 т.

Длинна : 113,4 м.

Ширина : 23,2 м.

Скорость хода : 18,78 узлов.

Дальность плавания : 5 500 миль при 10 узлах.

Вооружение :

  • 4 орудия калибра 305 мм;
  • 12 орудий калибра 152 мм;
  • 20 орудий калибра 75 мм;
  • 20 орудий калибра 47 мм;
  • 8 орудий калибра 37 мм;
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм.;
  • 10 пулеметов;
  • 4 торпедных аппаратов (457 мм).

Бронирование: до 254 мм.

Экипаж : 778 человек, из них 28 офицеров.

Введен в строй : 1903 г.

Проектирование и строительство.

Проектирование.

Эскадренный броненосец "Цесаревич" стал еще одним детищем кораблестроительной программы "Для нужд Дальнего Востока". В мае 1898 г. в Петербург прибыл директор французской фирмы "Фо"рж э"Шантье де ля Медитерране", который представил в Морской технический комитет эскизный проект броненосного корабля.

Контракт на проектирование и постройку был заключен уже через два месяца: на столь короткие сроки повлияла как репутация фирмы, с которой Россия уже имела положительный опыт сотрудничества, так и оригинальность проекта нового броненосца.

В окончательном виде проект предусматривал помимо всего прочего 12 шестидюймовых орудий в башнях с очень широкими секторами стрельбы, противоторпедную переборку, защищающую корпус от подводных взрывов, крупповскую броню и скорость в 18 узлов. Кроме того французская компания обязалась передать в Россию все окончательные чертежи, что позволяло в дальнейшем использовать их для постройки собственных кораблей.

Постройка и испытания.

Официальная закладка броненосца состоялась лишь 26 июня 1899 г., т.е. с момента подписания контракта до начала постройки прошел почти год. Все это время МТК и фирма "Фо"рж э"Шантье" судорожно пытались согласовать чертежи и спецификации, при этом особой скоростью не отличалось ни русское ведомство, ни французская фирма.

Столь же неторопливо шло и само строительство, в ходе которого регулярно всплывали различные проблемы. Были отмечены многочисленные случаи поставок некачественных материалов и оборудования: к ним относились броневые плиты и паровые машины. Кроме того специально для "Цесаревича" пришлось проектировать новые станки 305-мм орудий, а сами орудия Обуховский завод поставил с большим опозданием. В итоге на ходовые испытания броненосец вышел лишь в феврале 1903 г.

Первые испытания "Цесаревича" вызвали разочарование: корабль едва превысил скорость 16 узлов. Тогда же выявился чрезмерный нагрев подшипников и многочисленные неполадки в электрических системах корабля.

"Фо"рж э"Шантье" начала устранение недостатков, но заказчик ждать был уже не готов. К этому времени обстановка на Дальнем Востоке накалилась до предела: война с Японией становилась практически неизбежной, что требовало немедленного усиления флота Тихого океана.

Поскольку "Цесаревич" должен был присоединиться к эскадре в Порт-Артуре, любые задержки с испытаниями и устранением недостатков представлялись морским чиновникам недопустимыми. В конечном итоге было принято весьма спорное решение: закрыть глаза на недоработки, сократить программу испытаний и отправить новый броненосец в Порт-Артур прямо из Тулона, без захода на Балтику.

Хотя фирма-производитель смогла устранить часть замечаний (в частности, скорость достигла проектных 18 узлов после изменения скуловых килей), но к берегам Кореи "Цесаревич" отправился с неиспытанными торпедными аппаратами, не пройдя полный цикл ходовых испытаний, без радиостанции и с небоеспособными орудиями главного калибра.

Описание конструкции.

Конструкция "Цесаревича" для своего времени была достаточно прорывной: второй калибр в полноценных башнях, развитая противоторпедная переборка, солидное бронирование и высокая скорость. Характерной особенностью внешнего вида был сильный завал бортов внутрь: это позволило без потери остойчивости установить тяжелые башни второго калибра и несколько улучшить мореходные качества.

Длина корабля составляла 113,4 м, ширина - 23,2, осадка доходила до 7,9 м. Водоизмещение броненосца оказалось выше проектного и приблизилось к 13 000 тонн. Впрочем, превышение проектного водоизмещения было настолько привычным для русского (и не только) флота делом, что на это уже никто не обращал внимания.

Корпус делился на 10 водонепроницаемых отсеков поперечными переборками, доходившими до верхней палубы. Еще пять переборок разделяли пространство между верхней и батарейной палубами. Часть отсеков (котельные и машинные отделения) была оборудована собственными водоотливными системами, остальные имели общую систему откачку воды.

Бронирование.

Бронирование "Цесаревича" было мощным и продуманным. Главный бронепояс защищал весь борт и имел толщину 250 мм в средней части, утончаясь к оконечностям до 140 мм.

Верхний пояс брони также был полным, имел толщину от 120 до 200 мм и обеспечивал прекрасную защиту борта. Дополняли схему бронирования две (впервые в отечественном флоте) бронепалубы толщиной до 50 мм.

Нижняя бронепалуба, изгибаясь вниз, формировала противоторпедную переборку на расстоянии двух метров от борта - еще одно новшество для флота Российской Империи. Броня башен главного калибра составляла 254 мм, при этом дифференцирования брони башен не было. Той же толщины была и броня боевой рубки. Барбеты защищались плитами 229 мм толщиной, башни среднего калибра и их подачные трубы имели толщину брони в 150 мм.

Кроме всего вышеизложенного, на корабле имелась бронированная коммуникационная труба (до 127 мм), защищавшая приводы и коммуникации. Вся броня на "Цесаревиче" была закалена по методу Круппа.

Энергетическая установка и ходовые качества.

Энергетическая установка "Цесаревича" состояла и двух четырехцилиндровых вертикальных паровых машин тройного расширения и 20 котлов Бельвиля. Котлы были несколько усовершенствованными: за счет большой площади нагревательной поверхности и нескольких мелких доработок они отличались высокой экономичностью, что позволило увеличить дальность плавания до 5 500 миль при относительно небольшом запасе угля.

Интересно, что более современные броненосцы типа "Бородино" таких доработок котлов не имели и расход топлива у них был заметно выше. Все вышеуказанное позволяло "Цесаревичу" достигать скорости в 18,78 узлов, что было очень хорошим показателем. В движение корабль приводили 2 гребных винта.

Вооружение.

Вооружение "Цесаревича" было традиционным и революционным одновременно. Главный калибр представляли привычные 305-мм орудия с длинной ствола в 40 калибров в двух башнях. Каких-либо новшеств здесь конструкторы не привнесли.

Еще на испытаниях стало ясно, что системы заряжания главного калибра сделаны настолько неудачно, что не могут использоваться даже при малейшей качке. Этот недостаток, хотя и не сразу, но устранили, тем не менее, системы подачи снарядов оставались далекими от идеала. Скорострельность не превышала 1 выстрела в две минуты.

Артиллерия второго калибра, напротив, была размещена крайне необычно. 12 шестидюймовых (152 мм) орудий размещались в шести полноценных башнях, по три с каждого борта. За счет вынесения башен на значительное расстояние, орудия имели огромный сектор стрельбы, при этом допускалось использование восьми орудий для стрельбы прямо по курсу.

Кроме того, башни позволяли обеспечить орудиям и их расчетам надежную защиту от вражеских снарядов и непогоды, а главное - защитить механизмы подачи снарядов полноценными барбетами. Поскольку вся артиллерия среднего калибра имела башенное расположение, проблем с ее централизованным наведением (что было характерно для броненосцев типа "Полтава") не было. Единственным недостатком такого размещения была относительно невысокая скорострельность.

Противоминная артиллерия состояла из 20 орудий Канэ калибром 75 мм, размещенных на батарейной палубе, верхней палубе и мостиках, а также из 20 скорострельных 47-мм пушек. Помимо этой артиллерии на корабле имелись 37-мм орудия (8 шт.) и пулеметы (от 4-х до 10 по разным источникам). Торпедных аппаратов было 4: два подводных бортовых и 2 надводных в оконечностях.

Оборудование и вспомогательные системы.

Оборудование "Цесаревича" мало отличалось от других русских броненосцев начала XX века: высокая механизация систем наведения орудий, относительно развитая система телефонной связи, радиостанция и электрическая индикация для централизованного управления стрельбой.

Электричество применялось чрезвычайно широко и "Цесаревич" стал одним из первых кораблей, где электрические системы были действительно основными, а не просто облегчающими жизнь. Электроприводами были оборудованы все основные системы корабля: от освещения в отсеках до элеваторов подачи снарядов и пожарных насосов.

Столь же высоким был и уровень электрификации бытовых устройств "Цесаревича", что несколько улучшало условия службы экипажа. Из других особенностей следует отметить лишь усложненную систему спуска на воду шлюпок и катеров: традиционные методы из-за уже упомянутой формы бортов оказались неприменимы. Для спуска шлюпок корабль оборудовали выносной стрелой, а катера спускались на воду при помощи П-образной рамы.

Служба.

Русско-японская война.

Как уже говорилось, сразу после вступления в строй "Цесаревич" направился на Дальний Восток. Пройдя по пути Порт-Саид и Сингапур, в конце ноября 1903 г. новый броненосец прибыл в Порт-Артур.

Следующие два месяца были посвящены завершению его испытаний и устранению обнаружившихся недостатков, хотя их было и не так много, как ожидалось.

Атака японских миноносцев 9 февраля 1904 г. застала "Цесаревич" на внешнем рейде Порт-Артура, при этом броненосец получил торпедное попадание. Сразу же выявился серьезный просчет в конструкции противоторпедной переборки: из-за неудачного устройста перемычки между ней и палубой, вода через пробоину затапливала боковые отсеки.

Ремонт "Цесаревича" шел медленными темпами и продолжался до июня 1904 г. К моменту возвращения корабля в строй обстановка резко изменилась: погиб адмирал Макаров, а японцы достигли существенного успеха на суше, блокировав Порт-Артур, что создало реальную угрозу гибели всей эскадры.

Бой в Желтом море.

"Цесаревич" был флагманом Тихоокеанской эскадры в ходе боя в Желтом море. В сражении броненосец получил многочисленные повреждения, поскольку именно он был первой целью японских орудий.

Здесь корабль продемонстрировал весьма солидную живучесть: несмотря на ряд попаданий (при этом не менее 10 попаданий 305-мм снарядами) и разрушений, корабль продолжал сражение и успешно отражал все удары.

Роковым стало попадание в ходовой мостик где находился адмирал В.К. Витгефт, отказавшийся переходить в боевую рубку. Адмирал и несколько офицеров были убиты разрывом снаряда, а управление кораблем было потеряло. "Цесаревич" выкатился из колонны, смешав строй русских кораблей. Хотя ни один корабль по итогам сражения потоплен не был, а японский флот пострадал заметно сильнее, русская эскадра не смогла вырваться из Порт-Артура.

После наступления темноты, отставший от остальных кораблей тяжело поврежденный "Цесаревич" направился в Циндао с намерением затем уйти во Владивосток. По требованию германских властей броненосец интернировался до конца войны, что позволило провести необходимый ремонт без лишней спешки.

Возвращение на Балтику и Первая мировая война.

В феврале 1906 г. "Цесаревич" прибыл на Балтику, где пять лет использовался для подготовки флотского состава, совершая многочисленные дальние походы. В 1911 г. несколько модернизированный броненосец (переквалифицированный в линейный корабль) вернулся к полноценной боевой службе, войдя в состав линейных сил Балтийского флота. До начала Великой войны участвовал в многочисленных учениях и маневрах.

После начала Первой мировой войны использовался в обороне Финского залива, прикрывая более легкие корабли и ведя разведывательные операции. В 1915 г. прошел очередной ремонт и модернизацию, при этом с корабля были сняты практически все малокалиберные орудия, отличавшиеся низкой эффективностью.

В 1917 г. был переименован в "Гражданин", участвовал в Моонзундском сражении, получил ряд тяжелых повреждений от огня немецких дредноутов. Интересно, что в революционных событиях 1917 г. броненосец практически не участвовал и обошелся без восстаний на собственной палубе.

В декабре 1917 г. бывший "Цесаревич" прибыл в Кронштадт, где был включен в резерв морских сил. В сущности боевой ценности он к этому моменту уже не представлял: корабль устарел и требовал основательного ремонта, производить который никто не собирался. В 1925 г. броненосец был разделан на металл.

26 июля 1899 года в рамках программы строительства военных кораблей для Дальнего Востока на французской верфи "Форж и Шантье" в Тулоне по заказу русского правительства был заложен новый броненосец, получивший имя "Цесаревич". По заданию Морского технического комитета проект броненосца разработал французский инженер А. Лаган. "Цесаревич" стал первым в мире эскадренный броненосец, корпус которого по ватерлинии был защищен двумя непрерывными рядами броневых плит и имел улучшенную противоминную защиту. Корабль имел мощное по тем временам вооружение, (4 305-мм, 12 152-мм пушек Обуховского завода в двухорудийных башнях, 20 75-мм и 20 47-мм пушек), 18-узловую скорость и хорошую мореходность. Его водоизмещение составило около 13 тысяч тонн.

С русской стороны за строительством броненосца наблюдали корабельный инженер К.П. Боклевский и его будущий командир капитан I ранга И.К. Григорович. 10 февраля 1901 года "Цесаревич" был спущен на воду, а 21 августа 1903 года он вступил в строй Балтийского флота. В начале сентября броненосец покинул Тулон и взял курс на Порт-Артур. В середине ноября он вместе с крейсером "Баян" вошел в состав Тихоокеанской эскадры.

В ночь на 27 января 1904 года, при стоянке на внешнем рейде Порт-Артура, "Цесаревич" был поврежден взрывом торпеды, выпущенной японским миноносцем, но остался на плаву и после заделки пробоины с помощью кессона, вновь введен в строй. После гибели броненосца "Петропавловск" с командующим эскадрой вице-адмиралом С.О. Макаровым 31 марта 1904 года "Цесаревич" стал флагманским кораблем эскадры БФ. 28 июля 1904 года после боя с японским флотом в Желтом море прорвался в Циндао, где на следующий день был интернирован правительством Китая.

По окончании русско-японской войны, в феврале 1906 года броненосец вернулся на Балтику и после ремонта был переклассифицирован в линкоры и включен в отряд учебного плавания. В составе отряда провел несколько длительных заграничных плаваний. В декабре 1908 года участвовал в оказании помощи пострадавшему от землетрясения населению города Мессина на Сицилии.

В начале 1910 года и в конце 1911 года линкор дважды вставал на ремонт, во время которого на корабле заменили главные механизмы, котлы и все 305-мм орудия. В августе 1912 года на зачетных стрельбах команда "Цесаревича" получила "Императорский переходящий приз" за высокую точность.

В период 1-ой мировой войны линкор прикрывал набеговые и минно-заградительные действий легких сил флота. С 1916 года входил в состав сил обороны Рижского залива. После февральской буржуазно-демократической революции, был переименован в "Гражданин". С 29 сентября по 6 октября 1917 года совместно с линкором "Слава" активно участвовал в Моонзундской операции.

В декабре 1917 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт, где остался на долговременном хранении. В годы гражданской войны артиллерийское вооружение корабля использовалось на речных, озерных флотилиях и сухопутных фронтах. В 1924 году сдан Комгосфондов для разборки и 21 ноября 1925 года был исключен из состава РККФ.